Тема Сибири в русской классической литературе Материалы к программе
Древняя русская литература и Сибирь Материалы к программе
Слово о полку Игореве Михаил Евсеевич Вишняков (1945-2008) Скиф Владимир (Смирнов Владимир Петрович) Поэты-сибиряки, переводившие «Слово…»
Повесть о Шемякином суде Писатель XIX века Николай Алексеевич Полевой написал «Старинную сказку о судье Шемяке с новыми присказками» на основе древнерусской повести
Житие протопопа Аввакума Общепризнанным первым литературным памятником, запечатлевшим на своих страницах образ Сибири, является сочинение главы старообрядчества протопопа Аввакума (1621-1682), созданное в период 1672-1673 гг. в пустозерской тюрьме.
Русская литература XVIII века и Сибирь Материалы к программе
Михаил Васильевич Ломоносов "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" М. В. Ломоносов в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» наполняет пространство Сибири гиперболизированными метафорами, рисующими необъятный, богатый край. Тема Сибири возникнет в «Оде на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года», в «Оде блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» и в поэме «Петр Великий».
Гавриил Романович Державин Почитатель из далекого Иркутска - городской голова, «именитый гражданин», купец-золотопромышленник Михаил Васильевич Сибиряков - преподнес прославленному поэту шубу и шапку из знаменитых баргузинских соболей. Тогда-то по заказу Державина и создал итальянский живописец Сальватор Тончи его «зимний образ»: как того хотел сам Державин, изобразил в сибирских дарах на снегу, у скалы и с добрым лицом («чтоб очи мягкостью блистали...»). Русский поэт написал послание «Тончию». Тема Сибири найдет отражение в стихах «К первому соседу», «Ко второму соседу», «Облако», «Памятник», «Осень», «Решемыслу».
Денис Иванович Фонвизин Сибирь как «богатый, вольный край», находит отражение в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Стародум в Сибири наживает честным трудом достаточно средств, чтобы составить богатое наследство своей племяннице: «…решил я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».
Александр Николаевич Радищев Сибирь как неведомое экзотическое пространство всегда привлекала мыслителя. В письме из Илимска А. Р. Воронцову (июнь 1794) находившийся в ссылке писатель указывал: «С малолетства во мне жила страсть к дальним путешествиям; мне давно хотелось повидать Сибирь». Тема Сибири и образ Ермака, появляется в поэтических строках А. Н. Радищева: стихах «Ты хочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду?..», «Час преблаженный», неоконченной поэме «Ангел тьмы», поэме «Бова». В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) возникает аллюзия на Сибирь как место ссылки («Любани»). «На дурного приказчика хотя можно пожаловаться, а на наемника кому?»
Николай Михайлович Карамзин Оценивая огромный вклад Петра Андреевича Словцова (1767-1843) в изучение истории Сибири Н. М. Ядринцев назвал его «сибирским Карамзиным». Мудрый Словцов у Сибири один — так распорядилась сама История, — недаром его называют «сибирским Карамзиным» по аналогии с автором «Истории государства Российского. «Послание к женщинам», «Ода на случай присяги московских жителей Павлу Первому» - стихи, связанные с темой Сибири.
Русская литература XIX века и Сибирь Материалы к программе
Кондратий Федорович Рылеев В художественном мире К. Ф. Рылеева Сибирь связана с именем ее первооткрывателя, фольклоризированного образа Ермака в думе «Смерть Ермака» В думе «Наталия Долгорукова» (1823) поэт создает образ княгини, мужественно разделившей со своим супругом все тяготы ссылки. Пространство холода, снежных скал – «пустынная», «угрюмая и глухая страна» - такой предстает в речевой характеристике княгини Сибирь. С темой ссылки так же связана поэма «Войнаровский». Поэт рисует Сибирь как суровый и дикий край «страны метелей и снегов»:
Поэты-декабристы Сибирская тематика привлекала внимание декабристов-романтиков. Романтическое двоемирие находило отражение в поэтизации сибирского края. Сибирь как «безотрадная, холодная страна» в сочетании с романтической «природы дикой красотой», получил свое образное воплощение в лирических строках поэтов-декабристов.
Александр Сергеевич Грибоедов Одним из первых классических писателей XIX в., изобразивших Сибирь как место ссылки, стал А. С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» Репетилов при разговоре с Чацким рисует образ бывшего ссыльного из когорты авантюристов, прототипом которого был Ф.И. Толстой: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист... Федор Иванович Толстой "Американец"
Александр Сергеевич Пушкин В послании декабристам А.С. Пушкина «В Сибирь» возникает бытовавшее представление о сибирском крае как о гибельном месте («глубина сибирских руд», «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «темницы»). За оду "Вольность", попавшую на глаза Александру I и вызвавшему его гнев, поэт чуть не поплатился ссылкой в Сибирь. В декабристский цикл входят такие стихи как «Мой первый друг», «Стансы», «Арион», «19 октября 1827 года». С темой декабристов будет связана и 10 глава романа в стихах «Евгений Онегин».
Александр Сергеевич Пушкин Интерес Пушкина к Сибири был обусловлен не только самобытностью этого края, но и его предками, так или иначе связанными с этим суровым краем. После смерти Петра Великого прадед поэта Ганнибал был переименован в майоры Тобольского гарнизона и послан в Сибирь с препоручением измерить китайскую стену. Старинный город явился местом ссылки для другого прадеда поэта – Матвея Пушкина. Обращаясь к теме Сибири, Пушкин пишет историческую трагедию «Борис Годунов», в которой он не преминул напомнить, что уже в 16 и начале 17 века Сибирь была пугалом не только для простолюдинов, перед ней дрожали и опальные царедворцы. Сибирь для Бориса Годунова – составная часть Московского государства. Не случайно Федор Годунов воспроизводя на чертеже план государства – наносит и окраинную Сибирскую землю. Упоминается Сибирь и в поэме «Полтава».
Михаил Юрьевич Лермонтов Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. Такая участь постигла М.Ю.Лермонтова. У поэта есть стихотворение посвященное памяти поэта-декабриста А.И.Одоевского
Николай Васильевич Гоголь В «Невском проспекте» Пирогов: «Сибирь и плети почитал самым малым наказанием для Шиллера». В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Довгочхун просит судью своего противника «в кандалы заковать и в тюрьму, или государственный острог, препроводить и в Сибирь на каторгу по надобности заточить». В «Ревизоре» (1836) звучащая в устах мошенников и плутов угроза Сибирью становится пустым славословием. «что Сибирь? далеко Сибирь». В «Мертвых душах» Сибирь осталась только в замысле писателя, она должна была проявиться в связи с отправкой туда Чичикова.
Федор Иванович Тютчев Тема декабристов находит отклик в стихотворении Ф.И.Тютчева «14-ое Декабря 1825» («Вас развратило Самовластье…»), его образы – «вечный полюс», «вековая громада льдов», «зима железная» вызывающие на первый взгляд ассоциации с холодным сибирским краем, куда были сосланы декабристы, у поэта – связаны с символикой русской государственности.
Алексей Константинович Толстой Образ Сибири представлен в поэзии А. К. Толстого в его знаменитом стихотворении «Колодники». Стихотворение, описывающее путь арестантов по оренбургским степям в сибирскую каторгу, построено на контрасте свободной, вольной природ и рабстве идущих по этапу каторжников. Сибирская каторга маркируется как «лихая беда», роковая «невзгода», забыть о которой на время помогает песня: в ней также оппозицией каторжному рабству выступают природное пространство – раздолье «широкой Волги», «даром минувшие дни», «свободные степи», «дикая воля». Движение арестантов по дороге предстает как бесконечное страдание. В припеве песни, написанной на стихотворение Толстого, путь обозначается как «сибирский», «дальний» и по нему ведут не уголовника, а революционера.
Афанасий Афанасьевич Фет В 1840 А.А. Фету удалось выпустить за свой счет собрание стихотворных опытов под названием «Лирический Пантеон А.Ф.» В этих перепевах любимых стихов слышались отзвуки Е. Баратынского, И. Козлова и В. Жуковского, но более всего ощущалось подражание В. Бенедиктову. В этом же году поэт создает стихотворение «Колодник», которое вписывается в ряд произведений русской литературы, посвященных каторжной дороге в Сибирь, символом которой стала Владимирка. Это одно из немногих стихов в его творчестве, обращенное к социальной проблематике и связанное «с суровым краем».
Александр Иванович Герцен А.И. Герцен еще в молодые годы уделял большое внимание изучению Сибири. В Сибири не было крепостного права, но административный произвол и национальный гнет проявлялись в еще более грубых формах, чем в центральной России. Сибирский комплекс вопросов был поставлен Герценом в 15-й главе 3-ей части «Былого и дум» написанной в 1853 году. Одной из основных язв современной ему Сибири автор считал безнаказанный произвол чиновничества, который «раскинулся беспрепятственно, без оглядки».
Сибирские Герцен, Аксаков, Помяловский «Сибирский Герцен» - Николай Михайлович Ядринцев «Сибирский Аксаков» - Александр Александрович Черкасов «Сибирский Помяловский» - Михаил Васильевич Загоскин
Иван Сергеевич Тургенев Один из родственников Тургеневых Сергей Иванович Кривцов вместе с другими декабристами был сослан в Сибирь. Родители Тургенева принимали живое участие в его судьбе, оказывали помощь. В письмах, обращенных к сыну, мать писателя Варвара Тургенева пишет: «Ежели бы ты был сослан в 1826 году в Сибирь, я бы не осталась – с тобою, с тобою!..». Об этом идет речь в другом письме: «Скажи брату, скажи сам себе, что мое одно счастье – счастье детей моих, в чем бы они его не полагали. Ежели бы такое несчастье было, что вас сослали в Сибирь – не отстану…». Она была очень вспыльчива, с деспотическими замашками – и по отношению к крепостным и к своим сыновьям. С дворовыми и с крестьянами у нее по всякому поводу была расправа беспощадная: порка, отправка в дальние деревни и даже ссылки в Сибирь.
Иван Александрович Гончаров Принимал участие в дипломатической миссии на фрегате «Паллада» И.А. Гончаров, ведущий заметки, впоследствии художественно воплотившиеся в книгу путевых очерков «Фрегат Паллада». Именно по по сибирскому тракту он возвращается из кругосветного путешествия домой. Для пытливого взгляда путешественника Сибирь является «землей обетованной», полной жизни и движения во всем.
Александр Николаевич Островский При постановке комедии «Свои люди - сочтемся!» А.Н. Островский был вынужден приделать к пьесе благонамеренный конец: Подхалюзина арестовывал квартальный надзиратель, и перед плутом маячила ссылка в Сибирь. «Далеко, в Сибирь» по воле дяди вынужден ехать Борис Григорьевич из драмы «Гроза». «Владычество мое в Сибири вечно» – заявляет Мороз из весенней сказки «Снегурочка». Тема Сибири звучит в 17 пьесах великого драматурга.
Николай Семенович Лесков К сибирской тематике писатель обращается в «Стране изгнания», «Сибирских картинках XVIII века: из дел сибирской старины». В повести«На краю света» тема Сибири связана с мотивами миссионерства. Архиерей прибывает в свою отдаленную сибирскую епархию «довольно молодым человеком», «пылая рвением и с планами самыми обширными» и решает заняться делами православной миссии в Сибири, проповедуя христианство коренному населению - тунгусам и якутам. Именно в Сибирь переносит действие очерка «Леди Макбет Мценского уезда» в своем фильме Анджей Вайда.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин У М.Е. Салтыкова-Щедрина «в Сибирь, в числе прочих сущих воров и разбойников» отправляют Митьку из «Истории одного города». В городе Глупове «через солдат секут» и ссылают в Сибирь за вольномыслие. Подобной участи мог бы не избежать градоначальник Бородавкин, «если б он пожил подольше». Страх перед Сибирью терзает Петеньку, проигравшего казенные деньги, в романе «Господа Головлевы»: «Из-за трех тысяч рублей внук в Сибирь должен пойти!»
Николай Алексеевич Некрасов В романе «Три страны света» пространство Сибири приобретает в сознании молодого дворянина Каютина сказочные черты «чужого» мира, тридесятого царства. В дилогии «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая», «Княгиня М. Н. Волконская») героини поэмы, преодолевая неимоверные трудности, отправляются по дороге в «далекую сторону». В «Несчастных» Сибирь как «золотоносная жила» служит метафорой силы народной. В «Газетной» (1863-1865) поэт рисует Сибирь как место ссылки бессловесных и бесправных слуг. В стихотворении «Дедушка» возникает образ Сибири как вольного, богатого края. В незаконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) появляются в связи с образом Гриши Добросклонова «чахотка и Сибирь» - неизбежная плата за «путь славный, имя громкое».
Федор Михайлович Достоевский Попадая на сибирскую каторгу, Ф.М. Достоевский обозначает ссыльное место как Мертвый дом в «Записках из Мертвого дома». В Сибирь отправится без вины осужденный Дмитрий Карамазов из «Братьев Карамазовых», отправится на каторгу за убиение Родион Раскольников, вслед за ним Сонечка, его сестра Дунечка с Разумихиным будут строить планы переселения в Сибирь. Именно в Сибири должно произойти чудо воскресения Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Лев Николаевич Толстой С темой Сибири будет связан неосуществленный замысел романа «Декабристы». Художественное изображение Сибири как «страны воскресения», связанное с мотивом дороги, каторги, нашло отражение в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», в котором возникает «аллюзия Елисейских полей, осеняемых горными вершинами, символизирующими (совокупно с подъемом солнца) предстоящее духовное восхождение» Катюши Масловой и Нехлюдова.
Николай Гаврилович Чернышевский Во все время сибирской каторги Н.Г. Чернышевский страстно отдавался литературному труду, сочинению беллетристических, художественных произведений. В январе 1871 года, воепользовавшись случаем, Чернышевский пересылает жене рукописи известного романа «Пролог», написанного без особой оглядки на цензуру, повести «История одной девушки», трех первых глав рассказа «Потомок Барбаруссы», пьес «Драма без развязки», «Великодушный муж», «Мастерица варить кашу».
Владимир Галактионович Короленко Сибирской тематике посвящены сибирские рассказы В. Г. Короленко - «Яшка», «Убивец», «Сон Макара», «Соколинец», «Федор Бесприютный», «Марусина заимка» и другие, написанные на основе личных наблюдений во время трехлетней ссылки в Якутской области. Лейтмотивом произведений является мысль о том, что «Сибирь приучает видеть и в убийце человека». Основные герои рассказов В. Г. Короленко - люди дороги: ссыльные, арестанты, беглые, бродяги.
Антон Павлович Чехов Подлинный интерес вызывал сибирский край у А.П. Чехова. По возвращении из путешествия на остров Сахалин Чехов в газете «Новое время» публикует очерки «Из Сибири». В очерках возникает фигура сибиряка – интеллигентного ссыльного, бродяги, каторжника, поселенца, «доброго нравом». В сибирской тетралогии А.П. Чехова:«Гусев», «В ссылке», «Бабы», 1891, «Убийство» Сибирь обозначена как место каторги, наполненное страданиями, место смертельной болезни – чахотки, связанное с постепенным умиранием.
Русская литература XX века и Сибирь Материалы к программе
Иван Алексеевич Бунин В 1897 г. И.А. Бунин опубликовал первую книгу рассказов «На край света». Тема переселения в Сибирь рассматривается в рассказе, давшем название сборнику, как своеобразная «вольная колонизация» Сибири в противовес «штрафной», то есть ссылке.
Максим Горький Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Письмо редакции журнала «Будущая Сибирь»: «С большой радостью узнал, что в Иркутске затевается издание журнала «Будущая Сибирь». Это – совершенно необходимое и своевременное дело, тем более своевременное, что оно несколько запоздало, как вообще у нас опаздывает родиться и развиваться обласная литература. Такое опоздание особенно странно для Сибири, огромной, чудовищно богатой страны, земля которой как будто всё охотнее открывает перед нами неисчерпаемые сокровища её недр, колоссальные массивы лесов, неизмеримые запасы энергии её мощных рек. Вероятно, нет страны, которая за время до Октябрьской революции изучалась бы так мало, как Сибирь, особенно – Восточная.» Максим Горький назвал Сибирь «землей смерти и цепей» из-за большого числа каторжных лагерей. «Рассказ о необыкновенном» посвящен партизанской войне в Сибири. Тема Сибири присутствует в рассказе «Отшельник» и «Автобиографических рассказах», в пьесе «На дне».
Александр Александрович Блок В стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!» Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидит «страшный мир» царской России. Темы Сибири поэт коснется в цикле стихов «На поле Куликовом» и поэме «Скифы».
Константин Дмитриевич Бальмонт Сибирь является одной из устойчивых тем лирики К. Д. Бальмонта. Впервые поэт обращается к ней в 1915–1916 гг. после путешествий по Уралу и Сибири. Стихи о Сибири вошли в состав книги 1917 года «Сонеты солнца, меда и луны. Песня миров» («Кабарга», «Шествие кабарги», «Сибирь», «Шаман»). Уже в эмиграции в 1935 году Бальмонт вновь обращается к сибирской теме, публикуя сборник «Голубая подкова. Стихи о Сибири». У Бальмонта Сибирь служит одним из символов постоянного возрождения мира, космогонии, земного рая, наступающего «после грозы», войны.
Игорь Северянин Сибирская тема находит свое отражение в стихотворении И.Северянина «И это - явь?» и поэзах «Рояль Леандра» и «Роса оранжевого часа». С образом Байкала связаны такие стихи как «Зеленая вода в высоких берегах» и «Я с детства мечтал о Байкале».
Николай Степанович Гумилев Тема Сибири находит отражение в стихах: «Современность», «Северный раджа», «Мужик», «Сахара». Сибирь в поэзии Н.С. Гумилева превращается в символ мечты, в сказочный край, где располагалась древняя Гиперборея. Вечная мерзлота служит метафорой искусства в силу своей способности сохранять нетленными формы жизни, что доказывали сенсационные находки хорошо сохранившихся мамонтовых туш в полярной Сибири. Тема восстановления целостности человека в «мечте», «священной лжи» искусства связана с Сибирским краем.
Владимир Владимирович Маяковский Образ «города-сада» возникает в стихотворении В.В. Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Поэт громогласно заявляет: «Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «Аж за Байкал отброшенная попятится тайга».
Сергей Александрович Есенин Образ «сибирских гор» возникает в стихотворении С.А. Есенина «В том краю, где желтая крапива…». Образ Сибири появляется в стихотворениях «За темной прядью перелесиц…», «Русь бесприютная», и в поэме «Анна Снегина».
Николай Алексеевич Клюев Тема Сибири звучит в стихотворениях «Богатырка», «Ночная песня», «Мой самовар сибирской меди», «Меня октябрь настиг плечистым». В 1934 году Н.А.Клюев был арестован как контрреволюционер за поэму «Погорельщина», которая впоследствии была признана кулацкой, а также в связи с другими его произведениями — «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха». Суд приговорил его к пятилетней высылке в Сибирь. В 1937 году поэт был расстрелян.
Марина Ивановна Цветаева Сибирь является одной из важнейших тем поэзии М.И. Цветаевой. Впервые поэт обращается к ней в стихах «Без Бога, без хлеба, без крова», «На что мне облака и степи», «Что же мне делать, слепцу и пасынку...» в контексте бурных исторических перемен. Сибирь – для Цветаевой символ поэтической свободы, творчества, вдохновения: «Что же мне делать, ребром и промыслом Певчей! – как провод! загар! Сибирь! По наважденьям своим – как пo мосту! С их невесомостью / В мире гирь». Но центральное значение тема Сибири приобретает в главе «Сибирь», которая являлась вариантом пролога к «Поэме о Царской Семье» в связи с осмыслением поэтом расстрела Царской Семьи.
Анна Андреевна Ахматова Тема Сибири формируется в творчестве А. Ахматовой начиная с 1930-х годов, в ней доминируют мотивы каторги и ссылки, вызванные сталинскими репрессиями, затронувшими многих близких Ахматовой. Особенностью ахматовской «сибириады», в которую входят стихи «Русский трианон», «Немного географии», «Черепки», «С самолета», «Северные элегии» и «Поэма без героя» является устойчивая проекция на судьбу пушкинского поколения. Каторжные норы – первая из сибирских реалий в творчестве Анны Ахматовой – вводится в поэму «Реквием» как отмеченная цитата из стихотворения А. С. Пушкина «В Сибирь». Прообразом Енисея как реки смерти послужили стихи Осипа Эмильевича Мандельштама.
Осип Эмильевич Мандельштам В стихотворении О.Э. Мандельштама «Декабрист» история декабризма проецируется на современную историю революционной России. Позиция Мандельштама по отношению к декабристскому движению трактуется как спор со стихотворением Ф. И. Тютчева «14-ое декабря 1825», «как утверждение традиций декабрьского подвига». В стихотворении «Мне на плечи кидается век-волкодав» развернута альтернатива «смерть или Сибирь» — вечная альтернатива русской истории; которая была реализована в судьбах декабристов. Мандельштам мечтает о Сибири как о сказочной стране с «голубыми песцами», в которой можно скрыться от гибели: «Уведи меня в ночь, где течет Енисей И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет». Тема Сибири появляется в стихах: «Стансы», «На розвальнях, уложенных соломой», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Татары, узбеки и ненцы», «Кама», «Ночь на дворе. Барская лжа», «Пластинкой тоненькой жилетта», «Канцона», «За Паганини длиннопалым».
Борис Леонидович Пастернак В романе «Доктор Живаго» Сибирь играет огромную роль. Она - один из полюсов романа. Во-первых, Сибирь – место происхождения семейства Живаго. Там заводы, там источник богатства Живаго-отца. Во-вторых, это приют, убежище, место, куда бежит спрятаться от революции Юрий Андреевич, первый раз с женой Таней и с их детьми, второй раз - с Ларисой Федоровной («Опять в Варыкино») и с ее дочерью Катей. Сибирь - это место интриг адвоката Комаровского, соблазнителя Лары, который приезжает специально в Варыкино спасти ее: «Сибирь - это поистине Новая Америка, как ее называют, таит в себе богатейшие возможности. Это колыбель великого русского будущего, залог нашей демократизации, процветания, политического оздоровления». Итак, Сибирь в «Докторе Живаго» - это место, откуда все происходит. Живаго родом оттуда, там обогатился, стал известным промышленником, продавал свой товар и кутил на Ирбитской ярмарке. Это место, где по воле случая встречаются все протагонисты романа, где развязываются все узлы. Сибирь «Доктора Живаго», это – выживание запуганных людей между белыми и красными, появление новых душевных заболеваний, это - «русское бродильное начало».
Варлам Тихонович Шаламов В 1956 году В.Т. Шаламов завершил сборник стихов «Колымские тетради». Писатель создавал цикл «Колымские рассказы» с 1954 по 1973 год. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году. В СССР в основном опубликованы в 1988—1990 годах. Сам писатель делил свои рассказы на шесть циклов: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». В этом цикле есть два «мандельштамовских» рассказа: «Шерри-бренди» и «Сентенция» которые образуют своеобразный диптих.
Николай Алексеевич Заболоцкий В 1938 году но нелепому и лживому доносу он был арестован и осужден. После освобождения в 1944 году жил в селе Михайловском Алтайского края (работал чертежником), затем переехал в подмосковное Переделкино. С темой Сибири у поэта связаны стихотворения: «Седов», «Север», «Начало осени», «Урал», «В тайге», «Творцы дорог», «Где-то в поле возле Магадана», «Рубрук наблюдает небесные светила».
Александр Трифонович Твардовский Тема Сибири находит свое отражение в стихах А.Т. Твардовского «Порог Падун», «Две Оки», «Еще о Сибири», «От Ирутска до Братска», «Байкал», «дорога дорог» и поэме «За далью – даль». Сибирь у поэта - «Край, где несметный клад заложен».
Николай Михайлович Рубцов Сибирь встретила Н.М. Рубцова совсем не угрюмо, совсем не сурово, а не по-сибирски весело. И не пустынной оказалась она, а переполненной людьми. И такая животворящая сила исходила от этого весеннего столпотворения людей и домашней живности, солнца и воды; такая сила вливалась в поэта от этой еще не до конца разоренной земли, что забывались мрачные мысли, вытесненные ощущением сказочного, былинного могущества, когда «услышат глухие», «прозреют слепые», когда захлестывает человека рвущаяся изнутри радость жизни. По-ярмарочному тесно и весело в стихах поэта: «Сибирь, как будто не Сибирь!..», «Весна на берегу Бии», «Шумит Катунь», «В сибирской деревне». Есть у поэта и стихотворение, посвященное А.Вампилову «Я уплыву на пароходе».
«Сибирский Горький» и «Сибирская Ахматова» «Сибирский Горький» - Георгий Дмитриевич Гребенщиков «Сибирская Ахматова» – Елизавета Константиновна Стюарт
«Сибирский Купер» и «Сибирский Жюль Верн» «Сибирский Купер» - Иван Тимофеевич Калашников «Сибирский Жюль Верн» - Обручев Владимир Афанасьевич и Кораблев Евгений (н.и.- Младов Григорий Григорьевич)