Русская литература 20-х гг. Эмигрантская литература «Потаенная» литература Советская литература
Особенности литературы 20-х гг В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
Эмигрантская литература В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.
«Потаенная» литература Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные в стол А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием»
Советская литература создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.
Борьба двух противоположных тенденций 1) стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. Постановление «О перестройке литературно-художественных организация» 1932 г. 2) тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Литературные направления I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Литературные направления II. Модернизм рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца») жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год») развивает сатиру (Зощенко М.).
Литературные группировки РАПП ЛЕФ Имажинисты «Перевал» ОБЕРИУ Конструктивисты «Серапионовы братья» ОПОЯЗ
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей 1925-1932 гг. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту» Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев. Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе, Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – «классовые враги», Маяковский, Пришвин, К. Федин – «попутчики», теория «живого человека».
ЛЕФ - левый фронт искусств литературная группа 1922-1929 гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Имажинизм литературное течение 1919-1927 гг. Печатный орган – «Советская страна» Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
«Перевал» литературное объединение Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг Печатный орган – журнал «Красная новь». Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
ОБЕРИУ – объединение реального искусства литературно – театральная группа. 1927-1928 гг. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Конструктивизм литературное течение 1923-1930 гг. Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской. Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
«Серапионовы братья» литературная группа. 1921 г. представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка русская литературоведческая школа. 1914-1925 гг. Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Расцвет русской драматургии М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; Н. Эрдман — «Мандат», «Самоубийца»; Е. Замятин — «Блоха»; В. Маяковский — «Клоп»
Время поиска и эксперимента в литературе Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны: М. Булгаков «Белая гвардия» Фурманов «Чапаев» Б. Пильняк «Голый год» А. Серафимович «Железный поток» М. Шолохов «Донские рассказы» А. Малышкин «Падение Дайра» И. Бабель«Конармия» А. Веселый «Россия, кровью умытая».
Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру: М. Зощенко Рассказы А. Платонов «Город Градов» М. Булгаков «Собачье сердце» Е. Замятин «Мы» И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
1929 год Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.