Древнерусская литература
Древневосточнославянская литература Появилась в 10-11 веке. Зародилась после принятия христианства. В основном тексты религиозного содержания.
Канон Властвовали правила и образцы, по которым древнерусские авторы составляли свои произведения.
Древнерусский книжник Авторы не считали себя творцами, лишь исполнителями высшей воли. Книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлению, реально происходило.
Еще одно, последнее сказанье – Еще одно, последнее сказанье – И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду – И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро – А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. (А.С. Пушкин. Борис Годунов. Пимен.)
«Повесть временных лет» В 1113 году создана монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Труд нескольких поколений летописцев. Начинается с упоминания о Всемирном потопе, рассказана библейская легенда о разделении земель между сыновьями Ноя. Изложены события до 1117 года. Состоит из исторических легенд, преданий, сказаний, повестей, топонимических преданий, агиографических легенд
«Поучение» Владимира Мономаха
Жанр поучения В связи с принятием христианства распространился жанр поучений. Наряду с церковными создаются торжественные, эмоциональные проповеди с политической направленностью.
«Поучение» Владимира Мономаха, 1117 Владимир Мономах - первый известный нам мирской писатель Древней Руси Владимир Всеволодович Мономах (1052 - 1125). С 1113 года – великий князь киевский. Владимир Мономах - «достойнейший из внуков» Ярослава Мудрого
Заполните таблицу
Речь «Поучения» Лжи остерегайтесь и пьянства, от того… Леность ведь мать … Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете … Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Леность ведь мать всему дурному. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете тому учитесь.
План Обращение. («Милый мой маленький братик!») Причина появления такого поучения. (Боязнь за ошибки своего брата в его отношении к взрослым, друзьям, к совсем маленьким, недовольство его поведением и пр.) Советы, поучения, наставления. Концовка. Словарь усердно, отрок, примите в сердце свое, убогий, не губите, рассудите, не повелевайте, сотворить, добро творить, не уклоняйтесь.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
История создания «Повесть о Петре и Февронии» создана в середине ХV века писателем –публицистом Ермолаем - Еразмом на основе муромских устных легенд, отразивших в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой.
Герои «Повести…» - Исторические лица Петр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века. Святые Петр и Феврония воплощают образ небесного брака и являются покровителями семьи.
Композиция и сюжет «Повести о Петре и Февронии»
Чудесное избавление от змея Искони ненавидел добро дьявол и вселился в змея. Избавление от змея: договор Павла и его жены; раскрыта тайна змея; нахождение Агрикова меча; разгадка пронырливости змея. Змея пал мертвый, в судорогах обрызгав кровью Петра
Излеченная болезнь План. Недуг Петра. Мудрая дева исцеляет Петра: поиски врача; встреча с Февронией; договор с девой; излечение; нарушение данного слова; приезд в Муром; излечение. Брак
Житие Петра и Февронии План. Смерть Павла. Правление Февронии и Петра. Бояре невзлюбили Февронию. Отказ от престола. Жизнь вне города. Просьба бояр. Возвращение в Муром. Постриг в монахи. Смерть. Чудо после смерти.
Композиция и сюжет «Повести о Петре и Февронии» Повесть состоит из нескольких отдельных новелл. В произведении прослеживаются 2 народно-поэтических сюжета: сказка о мудрой деве и сказка об огненном змее – и следы житийной литературы.
Домашнее задание Характеристика Петра, Февронии
Образ Февронии
Подтвердите или опровергните тезисы. Дочь крестьянина обнаруживает умственное и нравственное превосходство над князем. Подобно героиням русских народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за свое счастье. До конца дней хранит она свято любовь к мужу. Петр для нее дороже власти, почестей, богатства. Крестьянка стала княгиней не по воле небесного промысла, а благодаря своему характеру.
«Повесть…» -- подлинный гимн русской женщине Характер центральной героини дан весьма многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает нежным сердцем, способна с неизменным постоянством и верностью любить, бороться за свою любовь.
Грех и соблазн противопоставлены истинной любви - целомудренной, чистой. Грех и соблазн противопоставлены истинной любви - целомудренной, чистой. Эта любовь преодолевает жизненные испытания и торжествует над смертью
www.murom.info www.rusinst.ru