Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" Двойники Раскольникова
Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы - открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммировано присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.
Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле. Ф.М. Достоевский
Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".
Жанр романа «Преступление и наказание» Социально-бытовой; Детективный; Любовный; Психологический; Философский; Религиозный; ?
Жанр романа «Преступление и наказание» Предупреждение
Двойники Раскольникова «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...» Д. С. Мережковский
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.
Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. - Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?
Старуха-процентщица Алена Ивановна
Раскольников и Лужин В связи с чем появляется в романе Лужин? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?
Почему Лужин боится полиции? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова? Лужин Петр Петрович
Раскольников и Свидригайлов - В чем сложность и противоречивость этого образа? - Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным? - Что мы узнаем о его прошлом? - Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? - Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова? - Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова? - Почему он кончает жизнь самоубийством?
Лебезятников Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным? Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова? Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось? Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников? Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова? В чем состоит пошлость Лебезятникова? Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?
Антиподы Каковы отношения Раскольникова и Разумихина? Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова? Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину?
Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону? Чем и как помог Разумихин Раскольникову? Как в романе обыгрывается его фамилия?
Раскольников и Порфирий Петрович
Порфирий Петрович «Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин Полифонизм – гармоничное многоголосие
Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем? Перечитайте диалог героев: «— Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим? — Верую, — твердо отвечал Раскольников... — И-и-и в Бога веруете?... И-и в воскресение Лазаря веруете? — Ве-верую... — Буквально веруете? — Буквально». Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?
Можно ли считать вторую встречу со следователем кульминационной? Как начинает «звучать» в этой встрече тема страдания, возникшая в первом разговоре? Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя? Почему он сам пришел в каморку главного героя? Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою? Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий? Следует ли его совету главный герой?
Источники: http://www.spisano.ru/essays/files.php?132950 http://www.literaturovedu.ru/download/106812/ http://www.gm2.jumpa.ru/index2.php?option=com_docman&gid=52&lang=en&task=doc_view&Itemid=99999999
Спасибо за внимание ! Гизатулина Ольга Ивановна-преподаватель русского языка и литературы Гулистанского колледжа компьютерных и информационных технологий, Узбекистан