«Это психологический отчёт одного преступления» «Это психологический отчёт одного преступления» Ф. М.Достоевский
О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин
Жилища героев Достоевского не имеют Жилища героев Достоевского не имеют самостоятельного существования – они лишь одна из функций сознания героев. Каморка Раскольникова; Квартира старухи – процентщицы; Проходная комната Мармеладовых; Комната Сони.
«Небольшая комната… с желтыми обоями.. «Небольшая комната… с желтыми обоями.. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева… Да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках..»
Лестницы, пороги. Лестницы, пороги. Практически на пороге живет семья Мармеладовых, на пороге в коридоре происходит сцена полупризна- ния Разумихину, на пороге , у дверей в соседнюю комнату, беседуют Раскольников и Соня… Лестница – символ восхождения и нисхождения по пути добра и зла. Порог – некая точка, где совершается перелом судь- бы, где принимаются решения, преступают запре- ты, обновляются или гибнут
Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Сам Петербург, «вонючий, пыльный, зараженный городом воздух» провоцирует Раскольникова на идею и поступок. Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу человека особое влияние. Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность
Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а сам уподобился "твари дрожащей". Совершив преступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил "ничтожество", а сам уподобился "твари дрожащей". Гордость не позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводит его в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет "преступивших", как и он сам.
Лужин подавляет и унижает людей. Лужин подавляет и унижает людей. «Наполеоны» на мучаются, не раздумывают, а просто переступают через человека.
Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки.
На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он? На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он?
Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова. Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова. О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких. Она «переступила» через себя для других.
Соня Мармеладова, как и Раскольников, переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка. Соня Мармеладова, как и Раскольников, переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка.
Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу. Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу. И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее.
Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться. Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться. Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.
«Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» … «Иисус подошёл к пещере, в которой был похоронен Лазарь. Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что Лазарь уже четыре дня находится в гробу. Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» … Сказав это, Он позвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…»
Можно сказать, что в чем-то судьбы Сони и Родиона Раскольникова схожи. И в конце концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они придут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды. Можно сказать, что в чем-то судьбы Сони и Родиона Раскольникова схожи. И в конце концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они придут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды.
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру М.Горький
Автор презентации: Аверина М.А. Автор презентации: Аверина М.А.