Особенности лирики А.А. Фета
И пока святым искусствам Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет. К. Фофанов
План урока: 1. Слово и музыка в лирике Фета 2. “Он гимны пел родной природе… В сроках рифмованных мелодий” (А. М. Жемчужников) 3. “Нельзя пред вечной красотой Не петь, не плакать, не молиться” (А. Фет) 4. Чистое искусство 5. Импрессионизм 6. Жизнь после смерти
А.В. Дружинин: “Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой… Поэт уясняет нам мимолетные порывы собственных сердец наших перед той или иной сценой природы, выговаривает то самое, что мы сами сказать бы хотели… автор … в высочайшей степени обладает еще одной особенностью, редкою в нынешних поэтах, именно высокой музыкальностью стиха… мы не знаем стихотворений г.Фета, составленных немузыкально”.
П.И. Чайковский о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом».
Мотив невыразимого: «О, если б без слова Сказаться душой было можно!» «Людские так грубы слова, Их даже нашептывать стыдно!» «И что один твой выражает взгляд, Того поэт пересказать не может.» «Чего не выскажешь словами, Звуком на душу навей» «Как беден наш язык! – Хочу и не могу.- Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною.»
Л.Н. Толстой: “Поэзия безыскусственна; когда Фет писал: “Не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет”, - этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет – ох, да-ой, да-эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы”.
Мотив «двоемирия»: Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душа и мысль моя.
А.А. Фет: “Мы постоянно искали в поэзии единственного убежища от всяческих житейских скорбей, в том числе и гражданских … Жизнь и поэзия – несовместимы”.
Журнал “Современник”: Русская литература…перестает объясняться на языке богов, а русская публика… перестает увлекаться мерными и пустозвонными фразами к луне, к звездам, к девам, - и поэт, который в настоящую минуту вздумал бы объясняться с девою так: Фосфор в бешеном сиянье Взоры чудные твои, И чистейшее дыханье Веет мускусом любви… - Такой поэт был бы решительно всеми осмеян…
Журнал “Современник”: Да, мы с каждым годом все более и более отвыкаем от языка богов и приучаемся к языку человеческому: мы уже не мечтаем о заоблачных кельях, не прорываемся в неведомую даль, а начинаем заниматься более существенными и более дельными, совершенно земными вопросами. Из этого, однако ж, не следует, чтобы мы совсем изгоняли поэзию: сохрани нас, Боже, от этой мысли! Мы только думаем, что поэзии нашего времени уже неприлично витать в беспредельных пространствах и заноситься за облака… Эта поэзия, чтобы мы могли вполне ей сочувствовать, должна оставаться с нами на земле и заговорить языком человеческим, понятным для всех, а не для одних избранных
Д.И. Писарев: “Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенького психического мира: как дрогнуло сердце при взгляде на такую-то женщину, как сделалось грустно при такой-то разлуке… - все это описано, может быть, и верно, все это выходит иногда очень мило, только уж больно мелко… Ведь нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями, вопросами гораздо пошире, поглубже и поважнее ваших любовных похождений и нежных чувствований!”
М. Эпштейн о Фете: “Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - “трепещущий” и “дрожащий”. “Трепетно светит луна”, солнце “горячим светом по листам затрепетало”, “хор светил, дрожал”, “и листья, и звезды трепещут”, “все трепещет и поет поневоле” - в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует лирический герой: “Я слышу биение сердца и трепет в руках и ногах…”. Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, “трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”.
Импрессионизм - Направление в искусстве последней трети XIX в.-начала XX в., основанное на стремлении отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости и запечатлеть собственные ощущения художника, композитора и т.п
Э. Мане
Э. Мане
Э. Дега
Э. Дега
О. Ренуар
О. Ренуар
К. Писсаро
К. Писсаро
Какие черты поэтики Фета пародирует Минаев? Холод, грязные селенья, Лужи и туман, Крепостное разрушенье, Говор поселян. От дворовых нет поклона, Шапки набекрень, И работника Семена Плутовство и лень. На полях чужие гуси, Дерзость гусенят, - Посрамленье, гибель Руси, И разврат, разврат!.. Д. Минаев.
Какую черту, особенность лирики Фета высматривает поэт? Д. Минаев. Пусть травы на воде русалки колыхают, Пускай живая трель ярка у соловья, Но звуки тишины ночной не прерывают… Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я. Пусть широкий круг бежать по влаге гладкой, Порой тяжелый карп плеснет у тростников; Ветрило бледное не шевельнет ни складкой; Уснули рыбки у сонных огоньков. Скользит и свой двойник на влаге созерцает, Как лебедь молодой, луна среди небес. Русалка белая небрежно выплывает; Уснуло озеро; безмолвен черный лес.
В 1863 году поэт Д. Минаев, близкий к революционно-демократическим кругам, группировавшимся вокруг журнала «Современник», опубликовал ряд пародий на стихи Фета. Какие стихотворения, и какие черты поэтики Фета пародирует Минаев? Гоняйся за словом тут каждым! Мне слово, ей-богу, постыло!.. О, если б мычаньем протяжным Сказаться душе можно было. Д. Минаев.
Реминисценция - Смутное воспоминание. // Явление, наводящее на воспоминание, сопоставление с чем-л. Черты, мелодии и т.п. чужого или ранее написанного произведения (в поэзии, музыке и т.п.), навеянные воспоминаниями о таких произведениях; отголосок