Тема Гамлета в творчестве Бориса Пастернака
«Гамлет» Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. 1946
Основные аспекты в анализе стихотворения Пастернака Обращение к трагедии У.Шекспира, осмысление образа в русской культуре. Монолог актера, играющего роль Гамлета. Обращение к шекспировскому образу. Ассоциация с евангельской историей о молении Христа в Гефсиманском саду о чаше.
Многозначность темы «Гамлета» Контекст мировой культуры. История советского народа, страны. История Бориса Пастернака. Судьба Юрия Живаго.
Стихотворный размер Стихотворение «Гамлет» написано пятистопным хореем – классическим размером. Этому размеру обычно свойственен контраст между темой пути и неподвижностью героя. Контраст в «Гамлете»: герой вышел на подмостки; остановился, прислонясь к дверному косяку, и не решается идти дальше, хотя понимает, что идти необходимо.
Символы:Земная ось – крест, страдания. Театральные подмостки – жизнь. «Тысячи биноклей» - символ опасности. Евангельские образы, мотивы – молитва Христа в Вифлеемском саду «Дверной косяк» - символ начала жизненного пути.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Пастернак Иисус Христос
Вывод: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творенья Мирозданья». Андрей Вознесенский