Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами Составила учитель: Диденко И.В.
Сложносочинённое предложение (ССП) Это такое предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией Например: Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.
Сочинительные союзы соеди- раздели- противи- нительные тельные тельные (И,ДА(=И), (ТО..ТО, (А,НО, НИ..НИ, ИЛИ(ИЛЬ), ДА(=НО), ТОЖЕ, ТО ЛИ..ТО ЛИ, ОДНАКО, ТАКЖЕ) ЛИБО, ЗАТО) НЕ ТО..НЕ ТО)
Вспомним!!! Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга запятыми. Например: Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
Найдите ССП с разделительным союзом: Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А.С.Пушкин) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (А.Куприн) Эта гроза даром не пройдёт. Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит (А.Островский)
Разделительные союзы: ИЛИ ( ИЛЬ) , ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ и др.
??? То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А.П.Чехов) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (А.П.Чехов) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (А.П.Чехов)
В ССП этой группы указывается: на чередование явлений или событий на то, что возможно одно явление или событие из названных (взаимоисключение)
Определите, на что указывается в предложениях: То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь (Л.Н.Толстой) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно (М.Ю.Лермонтов)
Внимание!!! ССП нужно отличать от простых осложнённых предложений!!!
Внимание! Определите, какое из предложений простое: Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов) В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.
Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз (знаки препинания не проставлены): Солнце сияло море же было неспокойно. То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали. Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны. Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.
Закрепление материала Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (А.С.Пушкин) В скользящей зыби пруда плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Толстой)
Домашнее задание Подобрать примеры ССП с разделительными союзами из произведений художественной литературы.
Итоги урока Назовите разделительные союзы На что указывается в ССП с разделительными союзами
Рефлексия На листочках(они лежат у вас на партах) написаны начала предложений. Продолжите их, пожалуйста. Важно, чтобы вы отметили, что вы чувствуете сейчас, в данный момент, а также оценили данный урок. Образец: На уроке я работал……. Урок для меня показался….. Мое настроение сейчас….. Сегодня я узнал….. Я понял, что….. Я почувствовал, что….. Я научился…. Я попробую…. Меня удивило….. Было трудно….. Было интересно…..