PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Литература / Нормы современного русского языка
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Нормы современного русского языка


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Нормы современного русского языка


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Подготовка к ЕГЭ Нормы современного русского языка
Описание слайда:

Подготовка к ЕГЭ Нормы современного русского языка

№ слайда 2 О нормах Главным понятием культуры речи является нормаНормы бывают орфоэпические
Описание слайда:

О нормах Главным понятием культуры речи является нормаНормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические, орфографические, пунктуационные, стилистические.

№ слайда 3 Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы – это правила произн
Описание слайда:

Орфоэпические и акцентологические нормы Орфоэпические нормы – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле - нормы ударения (акцентологические нормы)

№ слайда 4 Орфоэпические нормы, акцентологические нормы Некоторые закономерности в постанов
Описание слайда:

Орфоэпические нормы, акцентологические нормы Некоторые закономерности в постановке ударений:Существительные мужского рода на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге: эпилог, каталог, некролог (но : аналог)Называющие лиц по роду занятий - на среднем слоге, то есть не на части –лог: антрополог, физиолог

№ слайда 5 Орфоэпические нормы Сложные существительные с частью –провод произносятся с удар
Описание слайда:

Орфоэпические нормы Сложные существительные с частью –провод произносятся с ударением на последнем слоге: водопровод, мусоропровод, нефтепровод, трубопровод Ударение у существительных женского рода на –ота зависит от того, образованы они от прилагательного или от глагола. Если образованы от прилагательных, то имеют ударение на окончании: глухота, красота, слепота, немота . Если от глаголов – на основе: ломота, дремота, острота, зевота

№ слайда 6 Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют удар
Описание слайда:

Орфоэпические нормы Существительные мужского рода на –анин чаще всего имеют ударение на предпоследнем слоге: марсианин, англичанин, египтянин, мусульманинУдарение на последний слог падает в словах старославянского происхождения: христианин, славянин, мещанин, дворянин

№ слайда 7 Орфоэпические нормы В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также
Описание слайда:

Орфоэпические нормы В кратких прилагательных и причастиях женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода принято ставить ударение на последнем слоге : молода, брала, приняла, принята (НО: крала, клала)У глаголов на –ировать существует тенденция к переносу ударения с последнего слога на третий от конца: блокировать, копировать, экспортировать, делегировать.НО: премировать, пломбировать, маркировать.

№ слайда 8 Расставьте ударения в словах: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, балова
Описание слайда:

Расставьте ударения в словах: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

№ слайда 9 Проверьте свои ответы: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, дог
Описание слайда:

Проверьте свои ответы: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

№ слайда 10 Словообразовательные нормы – определяют правила образования слов Исправьте ошибк
Описание слайда:

Словообразовательные нормы – определяют правила образования слов Исправьте ошибки:▪ Брат подскользнулся на льду.▪ Почему ты надсмехаешься надо мной?▪ Позвольте, я вам зацитирую письмо.▪ У Сергея подчерк неразборчивый.▪ Скипяти чайник и сними обвёртку с печенья.

№ слайда 11 Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы Морфологические нор
Описание слайда:

Грамматические нормы: морфологические и синтаксические нормы Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта.Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам.Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, правила построения предложений.

№ слайда 12 Морфологические нормы Запомните род существительных:Мужской род: банкнот, толь,
Описание слайда:

Морфологические нормы Запомните род существительных:Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф;Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета.Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч.: адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа.

№ слайда 13 Морфологические нормы Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.: Нулевое окончан
Описание слайда:

Морфологические нормы Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.: Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.:▪ названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок (но: греков, узбеков, якутов, монголов, курдов);▪ названия парных предметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок (но: носков);

№ слайда 14 Морфологические нормы ▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер,
Описание слайда:

Морфологические нормы ▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом (но: граммов, килограммов, ярдов, акров);▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин (но: помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов).

№ слайда 15 Морфологические нормы Запомните!▪ форма несов.вида к положить – класть, а не лож
Описание слайда:

Морфологические нормы Запомните!▪ форма несов.вида к положить – класть, а не ложить;▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить. Есть лишь возвратный глагол несов.вида ложиться, которому соответствует форма сов.вида – лечь: ложиться спать – лечь спать;▪ повелительное наклонение от глагола лечь:ляг - лягте

№ слайда 16 Морфологические нормы От данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.:мандарины, гекта
Описание слайда:

Морфологические нормы От данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.:мандарины, гектары, ботинки, граммы, комментарии, носки, осетины, помидоры, сапоги, туфли, яблоки, яблони.От данных сущ. образуйте форму Им.п. мн.ч.:бухгалтер, конструктор, лектор, ректор, редактор, джемпер, инспектор, свитер, слесарь, токарь, торт, шницель, шофёр, отпуск, сектор, шторм, ястреб.

№ слайда 17 Морфологические нормы Проверьте свои ответы!▪ мандаринов, гектаров, ботинок, гра
Описание слайда:

Морфологические нормы Проверьте свои ответы!▪ мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетин, помидоров, сапоги - сапог, туфель, яблок, яблонь. ▪ бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуска, секторы и сектора, штормы и шторма, ястребы.

№ слайда 18 Исправьте грамматические ошибки: Малыши были крепкие и веселы.Я чувствую себя бо
Описание слайда:

Исправьте грамматические ошибки: Малыши были крепкие и веселы.Я чувствую себя более скромнее в этой роли Мы подготовили около пятиста специалистовC обоих сторонC троими ученицамиИхнии привычки

№ слайда 19 Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтакс
Описание слайда:

Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.

№ слайда 20 Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагол
Описание слайда:

Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры;с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь;с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов;

№ слайда 21 Синтаксические нормы ▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов
Описание слайда:

Синтаксические нормы ▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении: Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.▪ Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко.

№ слайда 22 Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление пре
Описание слайда:

Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов Благодаря чему?Говорить что? о чём?На благо кому? кого?Наблюдать что? за чем?Напомнить что? о чём?Обеспечить кого? чем?Обязан кому? чем?Опираться на что?Отзыв о чём? на что?Отличить что? от чего?Памятник кому? чего?Скучать о ком? по чему?Соскучиться по чему?Тенденция чего? к чему?Требовать что? чего?Уделять внимание чему?Уверенность в чём?Удивляться чему?Удостоить чего?Указать что? на что?Упрекать в чём? за что?Цена чего? чему?

№ слайда 23 Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о
Описание слайда:

Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о чём? – тревожиться за что?Доволен чем? – рад чему?Дорожить чем? – ценить что?Предостеречь от чего? – предупредить о чём?Коснуться чего? – говорить о чём?Писать о чём? – описывать что?Платить за что? – оплачивать что?Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём?Упрекать в чём?- попрекать чем? –порицать за что?Различать что и что? – отличать что от чего?Отзыв о чём? – рецензия на что?Обращать внимание на что? – уделять внимание чему?

№ слайда 24 Исправьте ошибки в управлении Мать описывает о путешествииДействуем согласно рас
Описание слайда:

Исправьте ошибки в управлении Мать описывает о путешествииДействуем согласно распоряжения Заведующий склада отдал распоряжениеГрафик нарушен вопреки указания директораБольше время уделить на чтение книгПавел пришёл с армииСтуденты уделяют внимание на записи во время лекций

№ слайда 25 Исправьте синтаксические ошибки Любить и наслаждаться природойСмотреть и любоват
Описание слайда:

Исправьте синтаксические ошибки Любить и наслаждаться природойСмотреть и любоваться картинойО поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих порЯ люблю игру на фортепиано и петь в хореОн посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран

№ слайда 26 Исправьте синтаксические ошибки Ряд предложений остались нерассмотреннымиРяд пар
Описание слайда:

Исправьте синтаксические ошибки Ряд предложений остались нерассмотреннымиРяд парт было придвинуто к стенеТридцать одна делегация принимали участие в совещанииЖенщины, в том числе Анна Петровна, выразила своё возмущениеВсе, кто видео море, не забывает его

№ слайда 27 Запомните! При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, ска
Описание слайда:

Запомните! При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре псаПри составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсеПри подлежащем типа ряд, часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт

№ слайда 28 Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота Запомните!
Описание слайда:

Ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота Запомните!Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что и сказуемое: Слушая музыку Моцарта, мы ощущаем причастность к чуду.Исправьте ошибки:▪ Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа▪ Думая о ней, мне становится грустно▪ Приехав домой, мне стало значительно лучше

№ слайда 29 Лексические ошибки Нарушение смысловой точности слова: он упал навзничь и уткнул
Описание слайда:

Лексические ошибки Нарушение смысловой точности слова: он упал навзничь и уткнулся лицом в землю («навзничь» – вверх лицом)Нарушение соразмерности соединяемых понятий: плеяда ди-джеев (плеяда – группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления)Смешение паронимов: сломленная челюсть отчаянно болелаЛексические анахронизмы: Печорин получил путёвку на КавказНарушение сочетаемости слов: памятный сувенирОшибки при воспроизведении фразеологических оборотов: факир на час, играть значение, львиная часть

№ слайда 30 Примеры лексических ошибок Этот памятник архитектуры поражает своими размерамиДо
Описание слайда:

Примеры лексических ошибок Этот памятник архитектуры поражает своими размерамиДостоинством этого произведения является выразительный, калорийный языкСостоялся первый дебют молодой актрисыЯзык героев Шолохова резко отличается от героев других писателейБольные, не посетившие амбулаторию в течение трёх лет, выкладываются в архивТатьяне была характерна вера в преданья старины глубокойЦелый день льёт проливной дождь

№ слайда 31 Исправьте лексические ошибки: К службе Чацкий относился честно и добровольно.На
Описание слайда:

Исправьте лексические ошибки: К службе Чацкий относился честно и добровольно.На небе появилась дождливая тучаБлагодаря болезни он не успел вовремя сдать экзамены.На космодроме высилось чудище человеческого разума – ракета.Немцы знали, что существует подпольная организация, но не могли её выловить.

№ слайда 32 Стилистические ошибки Тавтология - повторение в одном предложении одинаковых или
Описание слайда:

Стилистические ошибки Тавтология - повторение в одном предложении одинаковых или однокоренных слов: случай случилсяПлеоназм – языковое излишество: автобиография своей жизниСмешение разностильных языковых элементов: в преддверии собрания нам необходимо подготовить все нужные бумажкиУпотребление канцеляризмов: во всех стилях, кроме официально-делового: Процесс выгружения вещей с подвод во дворе Ростовых остановить было невозможноРечевые штампы: Пушкин показал типичные черты, Гоголь раскрыл образ и т.п.

№ слайда 33 Исправьте стилистические ошибки: По вечерам крестьяне отправляются в очаг культу
Описание слайда:

Исправьте стилистические ошибки: По вечерам крестьяне отправляются в очаг культурыГринёв сочинил песенку и понёс её Швабрину для рассмотренияСогласно фактам, приведённым в «Мёртвых душах», можно сделать вывод, что Гоголь по линии лирических отступлений ярко раскрыл образы своих героевЭто люди честные, добрые, у них есть нравственный потенциалЯ хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблемеКаждый чиновник корчил из себя человека

№ слайда 34 Орфографические и пунктуационные нормы Войдеш.. в дом и услышиш.. запах яблок а
Описание слайда:

Орфографические и пунктуационные нормы Войдеш.. в дом и услышиш.. запах яблок а потом уже другие старой мебели, суше..ого лип..вого цвета. Во всех комнатах прохладно и сумрачно. Это оттого что дом окруж..н садом а верхние стекла окон цветные синие л..ловые. Всюду тишина и чистота хотя кажется кресла столы и зеркала в витых золоче..ых рамах (н..)когда (н..)сдвигались с места.И вот входит тетка и сейчас же начинают появляться угощения ветчина с горошком фарширова..ая курица маринады квас крепкий и сладкий (пр..сладкий).А когда вечером возвращаеш..ся мим.. сада домой надышавшись на гумне ржа..ым ароматом новой соломы из него тян..т душистым дымом вишневых суч..ев.Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина пылает около шалаша б..гровое пламя вокру.. него двигаются чьи(то) точно выреза..ые из дерева силуэты гиган..ские тени от них ходят по яблоням. (По И. Бунину.) 

№ слайда 35 Проверьте себя Войдешь в дом и услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой
Описание слайда:

Проверьте себя Войдешь в дом и услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели, сушеного липового цвета. Во всех комнатах прохладно и сумрачно. Это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные: синие, лиловые. Всюду тишина и чистота, хотя, кажется, кресла, столы и зеркала в витых золоченых рамах никогда не сдвигались с места.И вот входит тетка, и сейчас же начинают появляться угощения: ветчина с горошком, фаршированная курица, маринады, квас, крепкий и сладкий-пресладкий.А когда вечером возвращаешься мимо сада домой, надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы, из него тянет душистым дымом вишневых сучьев.Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина: пылает около шалаша багровое пламя, вокруг него двигаются чьи-то, точно вырезанные из дерева, силуэты, гигантские тени от них ходят по яблоням. (По И. Бунину.) 

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru