Урок-исследование «Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке».
Цель урока: - исследовать нормы произношения гласных и согласных звуков русского языка. Задачи урока: 1. обобщить знания, полученные в 5-9 классах по теме «Орфоэпия»; 2. закрепить орфоэпические навыки, навыки правописания; 3. развитие письменной и устной речи обучающихся.
Проверка домашнего задания. Рассказать о разделе лингвистики «Фонетика и графика». Проверка у доски задания 1,3,4 к упражнению 7. 3. Комментирование и толкование слов из упражнения: Плетень Плахта Шаровары
Индивидуальное задание: - Опишите дуб поздней осенью. Покажите особенности этого дерева.
Проверка: Мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, продюсер, контракт, актив, гарантия, демпинг, квота, негоция, реквизиты, рента, ссуда, таможня, тариф, цент, бартер, концессионер, маклер, номинал, швейцар, экспортер, электорат.
- Дайте толкование слова электорат.
Работа по теме урока. Орфоэпическая разминка. Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство, мириады, миросозерцание, локотник, комплимент, егоза, гравировать, баловать, астролог.
2. Актуальность исследования: Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неразборчивость в произношении сродни неразборчивости в построении письменного текста.
3. Понятие об орфоэпической норме. Нормы произношения гласных звуков. динамическое ударение разноместное ударение подвижное ударение «иканье» Например, лес [Э] – лесник [иэ] Жалеть, лошадей, жакет.