Методическое сопровождение школьных библиотекарей Тутаевского муниципального района Ю.Б. Головицина, методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр»
Направления работы школьной библиотеки в соответствии с ФГОС информационно-методическое обеспечение образовательного процесса; развитие информационной грамотности обучающихся, в том числе при организации проектной деятельности; информационное и методическое сопровождение построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; духовно-нравственное воспитание школьников.
Проблемы школьной библиотеки оснащение школьных библиотек, в том числе их компьютеризация;комплектование фондов; переподготовка кадров. Как решаются эти проблемы в Вашем районе?
Проект «Формирование единого информационно-библиотечного пространства района» Противоречия:внутренние – понимание школьными библиотекарями необходимости работать по-новому и отсутствие личной заинтересованности (библиотекари не аттестуются, практически отсутствует их стимулирование);внешние – стремительное внедрение в образование новых технологий и отсутствие необходимых условий в школьных библиотеках для современного обслуживания пользователей.Проблемы:кадровая: низкий процент школьных библиотекарей, имеющих специальное библиотечное образование; работа по совмещению;отсутствие условий для полноценной деятельности школьного библиотекаря.
Какой этап, с Вашей точки зрения, является наиболее сложным в организации методического сопровождения?
Формирование мотивации Целью мотивационного этапа является создание системы потребностей и мотивов, отражающих побуждение библиотекарей к саморазвитию, а также необходимость изменений в работе школьной библиотеки в целом. Формы работы: дискуссия, круглый стол, семинар.
Семинар «Школьный сайт как элемент единого образовательного пространства района»
Дискуссия Ключевой вопрос: «Что эффективнее: библиотечная страница на сайте ОУ или сайт школьной библиотеки?» «Продолжи тезис» Эффективно развивающаяся библиотека – это … Наша библиотека самая современная, так как … В нашей библиотеке самое высокое качество обслуживания, потому что …
Проблемы, выявленные в ходе дискуссии Сайт библиотеки – это не только новая форма работы с читателями, это ещё и дополнительная нагрузка, связанная с расширением функционала библиотекаря школы. Будет ли эта работа стимулироваться? (вопрос к руководителям ОУ).Смогу ли я создать сайт? Достаточно ли у меня знаний? Кто меня научит? (вопросы адресованы методистам ИОЦ) Вывод - необходимо организовать подготовку школьных библиотекарей к данному фронту работы. Будет ли оказана помощь и поддержка со стороны руководства ОУ, администратора сайта, педагогов? Не буду ли я одинок со своими проблемами? (вопросы к руководству школы, администраторам сайтов)
Мониторинг. Лист самооценки профессиональной деятельности библиотекаря (2009 г.)
Обучение по программе курса «Использование ИКТ в работе школьного библиотекаря» на базе ИОЦ г. Тутаева Цель курса – повышение профессиональной компетентности библиотекаря ОУ. Задачи: научить работников библиотек оформлять раздел (страницу) веб-сайта для библиотеки; создавать сайт, используя «Конструктор школьных сайтов»; создавать информационно-библиографические продукты для размещения их на сайте.
Мониторинг (2010 г.)
Что позволяет успешно организовать работу по методическому сопровождению библиотекарей и добиться положительных результатов?
Активные формы работы с библиотекарями семинар-практикум, презентация опыта, работа в группах поддержки, деловые игры, мастер-классы и др.
От позиции «Ты – должен!» - к позиции
Организация работы с руководителями ОУ с целью мотивации управленцев участие руководителей ОУ в муниципальных семинарах; выступления методиста-куратора школьных библиотек на совещаниях директоров, совещаниях заместителей директоров по ВР;публикации статей о проблемах и перспективах развития библиотеки ОУ в «Информационно-методическом вестнике» МОУ ДПО ИОЦ, на сайте ИОЦ.
Результат методического сопровождения повышение мотивации библиотекарей (участие в региональных и муниципальных конкурсах, конференциях, областных семинарах и курсах повышения квалификации); повышение ИКТ-компетентности школьных библиотекарей; формирование единого информационно-библиотечного пространства района через создание сайта библиотеки ИОЦ «Компас в мире книг», страниц школьной библиотеки на сайтах ОУ, сайта РМО школьных библиотекарей;повышение роли библиотеки в жизни ОУ;участие школьных библиотекарей в конкурсах профессионального мастерства;формирование позитивного отношения у администрации ОУ к работе школьной библиотеки.
Наши достижения II место в муниципальном конкурсе «Лучший сайт РМО» (I место - сайт РМО учителей информатики); II место на региональном распределённом конкурсе «ИКТ в деятельности методиста и тьютора»
Результат методического сопровождения повышение мотивации библиотекарей (участие в региональных и муниципальных конкурсах, конференциях, областных семинарах и курсах повышения квалификации); повышение ИКТ-компетентности школьных библиотекарей; формирование единого информационно-библиотечного пространства района через создание сайта библиотеки ИОЦ «Компас в мире книг», страниц школьной библиотеки на сайтах ОУ, сайта РМО школьных библиотекарей;повышение роли библиотеки в жизни ОУ;участие школьных библиотекарей в конкурсах профессионального мастерства;формирование позитивного отношения у администрации ОУ к работе школьной библиотеки.
Презентация опыта организации методического сопровождения РМО школьных библиотекарей ТМР выступление на видеоконференции ГОУ ЯО ИРО по теме «Региональный банк АПО как инструмент дессиминации актуального педагогического опыта»;выступления на КПК в ГОУ ЯО ИРО «Сайт школьной библиотеки как важное звено в едином информационном пространстве школы» для школьных библиотекарей области – 2009, 2010, 2011 гг.), публикации в информационно-методическом вестнике МОУ ДПО ИОЦ «Образовательные вести».
Сотрудничество С городской библиотекой имени Н. Носова: проведение совместных семинаров, круглых столов.Творческие встречи с сельскими библиотекарями Тутаевского района.
Как строится работа по методическому сопровождению библиотекарей ОУ в других районах нашей области?