Литература Серебряного века
Период в Русской культуре, который условно определяется временем от начала 90-х г.г. XIXв. до 1917 г., называется Серебряным веком или духовным ренессансом. К концу столетия Золотой век русской классики был завершен. Динамика развития общества, вступающего в новый век, толкала творческих и мыслящих людей на интенсивные поиски во всех областях духовной жизни. При всем многообразии течений и группировок в искусстве Серебряного века можно условно выделить три основных направления: символизм, авангард и неоклассицизм.
Символизм в литературе представлен широко и многогранно. На рубеже веков раскрылось дарование таких выдающихся творцов как В.С.Соловьев, К.Д.Бальмонт, Д.С.Мережковский, Вяч.Иванов, В.Я.Брюсов, А.Белый, А.А.Блок и др.
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942)Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши.О чем они шепчут? О чем говорят?Зачем огоньки между ними горят?Мелькают, мигают – и снова их нет.И снова забрезжил блуждающий свет.Полночной порой камыши шелестят.В них жабы гнездятся, в них змеи свистятВ болоте дрожит умирающий лик.То месяц багровый печально поник…1895
А. Белый (1880 – 1934)Эй, помчались! Кони бойкоБьют копытом в звонкий лед;Разукрашенная тройкаЗакружит и унесет.Солнце, над равниной кроясь,Зарумянится слегка.В крупных искрах блещет поясМолодого ямщика.Будет вечер: опояшетНебо яркий багрянец.Захохочет и запляшетТвой валдайский бубенец.Ляжет скатерть огневаяНа холодные снега.Загорится расписнаяЗолотистая дуга…1904
В. Брюсов (1873 –1924)Тень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине.И прозрачные киоскиВ звонко-звучной тишинеВырастают, словно блестки,При лазоревой луне…1895
А.А.Блок (1880 – 1921)В соседнем доме окна желты.По вечерам – по вечерамСкрипят задумчивые болты,Подходят люди к воротам.И глухо заперты ворота,А на стене – а на стенеНедвижный кто-то, черный кто-тоЛюдей считает в тишине.Я слышу все с моей вершины:Он медным голосом зоветСогнуть измученные спиныВнизу собравшийся народ.Они войдут и разбредутся,Навалят на спины кули.И в желтых окнах засмеются,Что этих нищих повели.1903
Ключевым словом поэтического символизма было понятие «символ». Символисты верили в духовную сущность мироздания, хотя и не исповедовали традиционные христианские взгляды. В их поэзии отразился поиск вечно ускользающей мистической сущности жизни, проблемы соотношения божественного и человеческого, устремленность к тайнам бытия…
В 1910 г. в русской поэзии появилось новое течение – акмеизм (от греч. Akme – высшее выражение чего-либо). Сторонники акмеизма провозгласили в качестве эстетического принципа точность в выражении мыслей, отказ от загадочной многозначности символизма. Акмеистов привлекали образы необычные, экзотические или вынесенные из далекого прошлого. Главным печатным органом нового течения стал журнал «Аполлон». В нем публиковались авторы, входящие в объединение « Цех поэтов». Среди них были: Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам.
А. А. Ахматова (1889 – 1966)Слава тебе, безысходная боль!Умер вчера сероглазый король.Вечер осенний был душен и ал,Муж мой, вернувшись спокойно сказал:«Знаешь, с охоты его принесли,Тело у старого дуба нашли.Жаль королеву. Такой молодой!..За ночь одну она стала седой».Трубку свою на камине нашелИ на работу ночную ушел…
Н. С. Гумилев (1886 – 1921)Наплывала тень… Догорал камин,Руки на груди, он стоял один,Неподвижный взор устремляя вдаль,Горько говоря про свою печаль:« Я пробрался в глубь неизвестных стран,Восемьдесят дней шел мой караван;Цепи грозных гор, лес, а иногдаСтранные в дали чьи-то города.И не раз из них в тишине ночнойВ лагерь долетал непонятный вой…1911
О. Э. Мандельштам ( 1891 – 1938)Я ненавижу светОднообразных звезд.Здравствуй, мой давний бред, - Башни стрельчатой рост!Кружевом камень будь,И паутиной стань:Небо пустую грудьТонкой иглою рань…1912
Ярким течением Серебряного века был авангард ( нетрадиционные направления). Представители авангарда полагали, что наступивший XX век требует новых подходов к творчеству.В литературе ( поэзии) авангардные установки наиболее ярко проявились в футуризме – новой форме стихосложения ( от лат. Futurum – будущее). К футуризму примкнули И.Северянин, А.Е.Крученых, В.Хлебников, В.Маяковский, Б.Пастернак.
В.В.Маяковский (!893 – 1930)Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбыпрочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыграть могли бына флейте водосточных труб? 1913
Литература конца 19 начала 20 века характеризуется блестящим созвездием писательских индивидуальностей. Серебряный век – период литературы, отражающий особое отношение поэтов и писателей ко времени, своей жизни в истории. Поэтому этот период можно по праву считать отражением «духа эпохи».