Лирика Ивана Алексеевича Бунина.Учитель русского языка и литературыМОУ «Средняя школа № 14»г. Кимры Тверской областиЖуравлёва Ирина Ивановна.2012 г.
Цели и задачи: ознакомить учащихся с поэтическим миром И. А. Бунина, выявить основные темы его поэзии, особенности поэтики стихотворений, совершенствовать навыки анализа лирического текста.
“Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звёздный свет над сумраком земли.” И. Бунин
Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нём Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своём, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень веет тоской, Осень веет разлукой!.. ***
«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд. В поэзии Бунина чётко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета.
Бунин – верный хранитель пушкинской традиции. Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.
Как и Тютчева, Бунина привлекает природа в своих катастрофических состояниях, в борьбе стихийных, светлых и тёмных сил. Бунин тоже воспринимает природу целостно, как живой организм, находящийся в постоянном движении. Поэтов неумолимо влечёт небо. Поэтому они так ценят миг, который даёт им краткую, но безусловную причастность к бесконечному.
Стремление выразить “невыразимое” через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее его настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета, которое было продолжено поэзией Бунина. Он, как и Фет, в буквальном смысле слова “останавливает мгновенье”, но вмещает в него весь мир в его предметном и чувственном богатстве.
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Весёлой, пёстрою стенойСтоит над светлою поляной.Берёзы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, ёлочки темнеют,А между клёнами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пёстрый терем свой… Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылёкИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мёртвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе лёгким, чистым кроем Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем. А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне. Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Есть на полях моей родины скромныеСестры и братья заморских цветов:Их возрастила весна благовоннаяВ зелени майской лесов и лугов.Видят они не теплицы зеркальные,А небосклона простор голубой,Видят они не огни, а таинственныйВечных созвездий узор золотой.Веет от них красотою стыдливою,Сердцу и взору родные ониИ говорят про давно позабытыеСветлые дни.
Они глумятся над тобою,Они, о родина, корятТебя твоею простотою,Убогим видом чёрных хат...Так сын, спокойный и нахальный,Стыдится матери своей -Усталой, робкой и печальнойСредь городских его друзей,Глядит с улыбкой состраданьяНа ту, кто сотни вёрст брелаИ для него, ко дню свиданья,Последний грошик берегла.
Определите тему и идею стихотворения.У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо. Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!
Настанет день - исчезну я,А в этой комнате пустойВсё то же будет: стол, скамьяДа образ, древний и простой.И так же будет залетатьЦветная бабочка в шелку,Порхать, шуршать и трепетатьПо голубому потолку.И так же будет неба дноСмотреть в открытое окноИ море ровной синевойМанить в простор пустынный свой.
Бунин учился у Тютчева претворению отвлечённой мысли в художественный образ, в котором отражал философские мотивы в бытовых соответствиях. У своего же учителя Бунин подхватил родственную идею о замкнутости человека в себе самом. ...Зачем и о чём говорить?Всю душу, с любовью, с мечтами,Всё сердце стараться раскрыть —И чем же? — одними словами!И хоть бы в словах-то людскихНе так уж всё было избито!Значенья не сыщете в них,Значение их позабыто!Да и кому рассказать?При искреннем даже желаньеНикто не сумеет понятьВсю силу чужого страданья!
В глубоких колодцах вода холодна,И чем холоднее, тем чище она.Пастух нерадивый напьётся из лужиИ в луже напоит отару свою,Но добрый опустит в колодец бадью,Верёвку к верёвке привяжет потуже.Бесценный алмаз, обронённый в ночи,Раб ищет при свете грошовой свечи,Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,Он ковшиком держит сухую ладонь,От ветра и тьмы ограждая огонь -И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.
Я – простая девка на баштане, Он – рыбак, весёлый человек. Тонет белый парус на Лимане, Много видел он морей и рек. Говорят, гречанки на Босфоре Хороши… А я черна, худа. Утопает белый парус в море – Может, не вернётся никогда! Буду ждать в погоду, в непогоду… Не дождусь – с баштана разочтусь, Выйду к морю, брошу перстень в воду И косою чёрной удавлюсь.
Как тема стихотворения «Одиночество» отражает общественную позицию автора?Какую форму выбирает И. Бунин для своего стихотворения? Как это отражает авторский замысел?Проведя параллель между природой и героем, определите характер взаимосвязи между ними. Как синтаксические и лексические средства помогают поэту выразить внутреннее состояние героя?Понаблюдайте над тропами и определите причину их скупости.Чем интересна рифма стихотворения, как она связана с формой?
Как меняется эмоциональный строй стихотворения от начала стихотворения до конца?Сочетание каких стихотворных размеров присутствует в стихотворении? Чего добивается автор благодаря этому?Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Какие строфы наиболее ярко подчёркивают это?Найдите кульминационные строки. Как они отражают основную идею стихотворения?Какую функцию выполняют глаголы?В чём оригинальность концовки стихотворения? Какой троп здесь присутствует и как это характеризует лирического героя?
1. сохранение традиций поэзии мастеров 19 в.2. чёткость и «меткость» подбора эпитетов3. простота и естественность поэтического языка4. приемы:звукописьцветописьоксюморон«три эпитета» - приём подбора трёх последовательных эпитетов, достаточно полно характеризующих образолицетворениеметафоравысокая лексика библейских цитат (для философской лирики)
Читая стихотворения И.А. Бунина, мы вдыхаем “осинников поблекший аромат”, чувствуем “лугов прохладное дыханье”, “благоуханье сада”, “сена душистую истому”... Мы радуемся встрече с пугливой стаей голубей, “сверкающих снежной белизной”...В мире его поэзии “соловьи всю ночь поют”, “беспечно иволги болтают”...А ещё мы непременно услышим “гул молотилки на гумне”, “стук валька и топора, шум мельницы”...Счастье, по мнению Бунина, — это полное слияние с природой, это мирный труд на родной щедрой земле. Себя он относил к числу счастливых, ведь “счастье только знающим дано”.Поэзия Бунина учит видеть, слышать, понимать, любить мир, жизнь, родную землю, её красоту — и быть счастливым.
Использованные интернет – ресурсы:Изображение к слайду 19. http://s004.radikal.ru/i208/1009/61/185f65f8ac7b.gifИзображение к слайду 19. http://www.bangkokmafia.com/wp-content/uploads/2012/05/tumblr_m397utS0Cv1qcay1ao1_500.gifИзображение к слайду 19. http://img-fotki.yandex.ru/get/6520/59709858.1d/0_ef60b_9a9fd240_XL.jpgИзображение к слайду 19. http://content.foto.mail.ru/mail/ermol-yguliy/_answers/i-9479.jpgИзображение к слайду 19. http://swetlanka.ru/wp-content/uploads/2009/05/kap009.gifИзображение к слайду 19. http://www.veb-shpargalka.narod.ru/1140dsaad.gifИзображение к слайду 19. http://4.bp.blogspot.com/-DhwafyQUebc/UGYiB-1ATFI/AAAAAAAAA58/1Btr1TRd0yo/s1600/euteamo.jpgИзображение к слайду 19. http://green-willow.ru/img/tutorials/simple/rain/rain.gifИзображение к слайду 19. http://s43.radikal.ru/i102/0909/39/b9bcfffa0e4e.jpgИзображение к слайду 19.http://animated-images.su/_ph/8/2/535209524.gifИзображение к слайду 19. http://kartiny.ucoz.ru/_ph/180/2/984457893.gifИзображение к слайду 19. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/502/90502583_21.jpgИзображение к слайду 19. http://levkonoe.com/wp-content/uploads/2009/09/JDG06.jpgИзображение к слайду 19. http://anime.wayy.ru/_ph/23/2/516066650.gifИзображение к слайду 16. http://img01.chitalnya.ru/upload/556/27800669101998.jpgИзображение к слайду 4. http://www.stihi.ru/pics/2011/08/28/6861.jpgИзображение к слайду 4. http://animashki.ucoz.com/_ph/51/2/186662875.jpgИзображение к слайду 14. http://ifs.cook-time.com/preview/img549/549906.jpg
Использованные интернет – ресурсы:Изображение к слайду 19. http://s004.radikal.ru/i208/1009/61/185f65f8ac7b.gifИзображение к слайду 19. http://www.bangkokmafia.com/wp-content/uploads/2012/05/tumblr_m397utS0Cv1qcay1ao1_500.gifИзображение к слайду 19. http://img-fotki.yandex.ru/get/6520/59709858.1d/0_ef60b_9a9fd240_XL.jpgИзображение к слайду 19. http://content.foto.mail.ru/mail/ermol-yguliy/_answers/i-9479.jpgИзображение к слайду 19. http://swetlanka.ru/wp-content/uploads/2009/05/kap009.gifИзображение к слайду 19. http://www.veb-shpargalka.narod.ru/1140dsaad.gifИзображение к слайду 19. http://4.bp.blogspot.com/-DhwafyQUebc/UGYiB-1ATFI/AAAAAAAAA58/1Btr1TRd0yo/s1600/euteamo.jpgИзображение к слайду 19. http://green-willow.ru/img/tutorials/simple/rain/rain.gifИзображение к слайду 19. http://s43.radikal.ru/i102/0909/39/b9bcfffa0e4e.jpgИзображение к слайду 19.http://animated-images.su/_ph/8/2/535209524.gifИзображение к слайду 19. http://kartiny.ucoz.ru/_ph/180/2/984457893.gifИзображение к слайду 19. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/90/502/90502583_21.jpgИзображение к слайду 19. http://levkonoe.com/wp-content/uploads/2009/09/JDG06.jpgИзображение к слайду 19. http://anime.wayy.ru/_ph/23/2/516066650.gifИзображение к слайду 16. http://img01.chitalnya.ru/upload/556/27800669101998.jpgИзображение к слайду 4. http://www.stihi.ru/pics/2011/08/28/6861.jpgИзображение к слайду 4. http://animashki.ucoz.com/_ph/51/2/186662875.jpgИзображение к слайду 14. http://ifs.cook-time.com/preview/img549/549906.jpg