Региональный казачий компонент. Литература Дона.Учитель МОУ СОШ № 10 г. Красного Сулина Сазонова Светлана Леонидовна.
Принципы отбора регионального содержания общего образования Направленность на достижение основных целей современного образования РФ.Системность.Доступность.Преемственность и перспективность.Доминирование гуманитарной составляющей содержания.Синхронизация с содержанием федерального компонента ГОСа общего образования.
Место социально-гуманитарного образования в контексте задач региональной образовательной политики Ростовской области Формирование и воспроизводство позитивных установок по отношению к толерантности в молодежной среде средствами социально-гуманитарного образования.Отбор регионального содержания социально-гуманитарного образования, направленного на социализацию личности, самообразование и самосовершенствование обучающихся в условиях культурного своеобразия Ростовской области.Создание и внедрение в образовательную практику инновационных проектов, интерактивных методов обучения, учебных пособий «нового поколения», отражающих реалии национального многообразия и направленных на активное освоение истории родного края. Пропаганда идеи единства и позитивного взаимодействия народов Дона путем внедрения информационных технологий в социально-гуманитарное образование.
Региональное содержание школьного образования как средство достижения современного качества образования: обученность учащегося, т.е. приобретение основных компетентностей, готовности к творческому освоению мира, к продолжению образования, приобретению специальности и профессии, востребованной донским социумом;воспитанность - овладение богатствами культуры, накопленной казачеством и всеми народами, населяющими Донской край, способность к эмоционально-ценностному восприятию мира, социума и себя в социуме;развитие всех сторон личности жителя Донского региона, высокий уровень ее функциональных возможностей;здоровье, понимаемое как физиологическое, психическое, интеллектуальное и нравственное благополучие молодого поколения жителей Донского края.
Разработка РО ИПК и ПРО программно-методического обеспечения реализации регионального содержания общего образования в казачьих учебных заведениях.
УМК: . Хрестоматия «Край родной» для чтения учащихся 5-6 ,7-8 и 9 классов средней общеобразовательной школы.(Авторы: В. Б. Небратенко, В. Д. Яцык) . Программно-методические материалы (В. Я. Рыбникова) . Тематическое планирование
Цели образования: Приобщение обучающихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и её литературы.Развитие умений школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять и сходства и своеобразие художественных решений.Пробуждение интереса к народно – поэтическому наследию Дона, познание школьниками мира образов, выразительного и меткого языка донской литературы.
Требования к уровню подготовки выпускников. Знать / понимать:Образную природу словесного искусства;Содержание, тему, основной авторский замысел произведений;Связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне.Уметь:Воспринимать художественный текст;Выделить смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;Определять род и жанр произведений региональной литературы;Сопоставлять тематические и проблемно близкие произведения общероссийской и региональной литературы, раскрывать регионально обусловленные различия.
Стержневые линии. Фольклор Дона (малые жанры: загадки, пословицы, поговорки, легенды, басни, былины донского казачества. Мифы. Сказки. Песни).Древнерусская литература и Дон.Донская тематика в русской литературе XVIII в.Донские страницы русской прозы и лирики XIX в.Донские прозаики и поэты конца XIX в.- начало XX вв.ВОВ в литературе о Доне.Путешествия, приключения, фантастика в литературе Дона.8. Литература второй половины ХХ в.
Формы деятельности на уроке: Групповая и индивидуальнаяПознавательнаяТелекоммуникационнаяИсследовательская Урок конкурсПроблемно – поисковаяПроектнаяПрезентацииРолевые игрыДиспуты
По Дону гуляет, по Дону гуляет,По Дону гуляет казак молодой.По Дону гуляет казак молодой.А дева там плачет, а дева там плачет,А дева там плачет над быстрой рекой.А дева там плачет над быстрой рекой.О чем дева плачешь, о чем дева плачешь,О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?О чем дева плачешь, о чем слезы льешь?
А как мне не плакать, а как мне не плакать,А как мне не плакать, слез горьких не лить?А как мне не плакать, слез горьких не лить?Цыганка гадала, цыганка гадала,Цыганка гадала, за ручку брала.Цыганка гадала, за ручку брала.Не быть тебе дома, не быть тебе дома,Не быть тебе дома замужней женой.Не быть тебе дома замужней женой.Потонешь девица, потонешь девица,Потонешь девица в день свадьбы своей.Потонешь девица в день свадьбы своей.Не верь дорогая, не верь никому,Поверь дорогая лишь мне одному.Поверь дорогая лишь мне одному.Поедем венчаться, я выстрою мостЯ выстрою мост на тысячу верст.Я выстрою мост на тысячу верст.Вот слышу-послышу мосточки гудут,Наверно, наверно невесту везут.Наверно, наверно невесту везут.Вот конь спотыкнулся и сшибся с моста,Невеста упала в круты берега.Невеста упала в круты берега.
Сперва закричала:" Прощай, мать, отец".Второй раз вскричала: "Прощай белый свет".Второй раз вскричала: "Прощай белый свет".И в третий вскричала: "Прощай, милый мой,Наверно, наверно, не жить нам с тобой.Наверно, наверно, не жить нам с тобой."