Басня есть поэзия рассудка. В.Г.Белинский
Определение История возникновения басни Основоположник басни – Эзоп Другие источники басен Басня в России Литература Автор
Это краткий рассказ,чаще всего стихотворный,в котором имеется иносказательный смысл. Действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери (аллегория).
Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.
Основоположник басен - Эзоп Жил на острове Самосе в первой трети VI в.до н.э. Был рабом Иадмона Был убит в Дельфах Иносказательная речь – «эзопов язык» Басни были переложены стихами на латинский язык Федром (1в.н.э.) – первый античный писатель, родом из Македонии, раб Первый сборник басен составлен на рубеже IV-III веков до н.э. Деметрием Филерским
Народная фантазия Раб – варвар,неуч Родина – Фригия в малой Азии (поставляющая рабов для Греции) Внешность: брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей
Басни Эзопа сначала использовались как материал для школьных риторических упражнений, но постепенно приобрели характер популярной массовой литературы. Тексты просты и кратки; сюжет передается без второстепенных подробностей; мораль не остается скрытой в образах, а отчетливо формулируется; язык прост и близок к разговорному; редко встречается диалог (Ворон и лисица).
Сборник индусов «Панчатантра» Другой источник басенных сюжетов 3-4 века н.э. Арабский пересказ сборника – «Калила и Димна» (известен на Востоке) Греческий перевод – «Стефанит и Ихнилат» (известен на Руси)
Лафонтен 1621-1695 г Родился в Шато-Тьерри 8 июля Реформатор басни (новаторство в демократизации – ввел в басню человека-труженика) Выпустил первые шесть книг басен в 1668 В 1680 завершил издание двенадцати книг Басен В 1683 был избран членом Французской Академии
Басня становится более легкой; композиция свободной; стихотворная форма; введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста. Басни напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь. (Лягушка и Вол, (1808-1815))
Басня в России Появилась как стихотворный жанр в конце XVIII – начале XIX века (попытки создания были у поэтов XVII века (С. Полоцкий)) Традиции античной басни осмыслялись через западноевропейский опыт 50-60 годы появляются многочисленные журнальные публикации, вслед за которыми выходят отдельные сборники (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Д.И. Фонвизин и др.)
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич князь [1708—1744] русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции написал 9 сатир, которые составляют основу оставленного им лит-ого наследства; остальные его произведения — поэма «Петрида», басни и др. — мало интересны. Огонь и восковый болван
Денис Иванович Фонвизин 1744 или 1745 — 1792гг.) Родился 3 апреля (14-го по новому стилю) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование. «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга» - первое печатное и дошедшее до нас художественное произведение (1761 г.) Лисица-кознодей
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ 1711-1765 г Сын государственного крестьянина, М.В. Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси. Переводил и создавал оригинальные басни Старик, его сын и осел
В 80-е годы выходит несколько сборников басен, никак не связанных с журнальной работой их авторов. Так, отдельным томом в «Полное собрание всех сочинений Сумарокова» включены его «Притчи» в шести книгах. В 1790 – 1800 годы басня вновь становится объектом журналистской полемики, произведения современных баснописцев вновь собираются в сборники (П.П. Сумароков, И.П. Пнин, Д.И. Хвостов)
Дмитрий Иванович Хвостов 1757 –1835 Печальная слава бесталанного стихотворца, хотя он страстно любил поэзию и писал почти во всех жанрах Требовал от басни простоты и назидательности, но сбивался на причудливо-просторечный сумароковский стиль, что вызывало насмешки Лев и клоп
На рубеже XVIII и XIX веков наибольшей популярностью пользовались басни В.Л. Пушкина. В них животные персонажи заменялись цветами, травками, мотыльками, птичками, заимствованными из сентиментальной лирики (произведения теряли повествовательную форму, превращаясь в лирический монолог, становились одной из разновидностей альбомного жанра).
Василий Львович Пушкин 1770 – 1830 Первый наставник своего племянника А.С. Пушкина В баснях создавал изящные сценки, легко и непринужденно написанные, завершающиеся поучением Сатира на нравы лишена социальной остроты Голубка
В 1814 году вышел первый сборник басен А.Е. Измайлова. Опираясь на уже разработанные приемы басенного повествования, Измайлов ввел в басню элемент бытописания. Долгое время большим успехом пользовались басни И.И. Дмитриева, которые были признаны совершенным образцом этого стиля.
Иван Иванович Дмитриев 1760 – 1837 В молодости – гвардейский офицер, в старости – министр юстиции «Русский Лафонтен», написано им 80 басен Три льва
Подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью и психологизмом является И.А. Крылов. Он внес социально-нравственное содержание, преобразовал форму. Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа»
Иван Андреевич Крылов 1769-1844г Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых B 1809 г. выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее И. А. Крылову почетное место в русской литературе Ворона и лисица
После Крылова почти на протяжении столетия в России не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и предпринимались отдельные попытки. К басне на разном этапе творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.
Сергей Владимирович Михалков Член Российской академии образования Герой социалистического труда 1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание) Седой осел
Литература Русская басня XVIII – XX веков. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 352 (Библиотека отечественной классической художественной литературы). Все произведения зарубежной литературы в кратком изложении. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 1999. – 544 с. Тимофеев Л.И., Тураев С.В.. Словарь литературоведческих терминов. М.: «Просвещение», 1974. – 509 с. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. – 160 с. Сайт интернета