Уильям Шекспир(1564– 1616)ГАМЛЕТXX векБорис Пастернак(1890 – 1960)
К Гамлету обращаются и все последующие поколения. Его образ меняется, впитывая дух времени. Гамлет начала 70-х, неотвратимо повзрослевший, уставший надеяться, предстал в гениальной актерской интерпретации Иннокентия Смоктуновского. Но уже менее чем через десять лет рванулся к зрителю Гамлет- бродягa, Гамлет-бунтарь Высоцкого.
Поэт и Время Проблемы насколько сложные, настолько и вечные, неразрешимые. Эти величины, не существующие друг без друга и взаимно выверенные.Поэту открыта тайна прошлого настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом.
ЭПОХА И ВРЕМЯ Разрушено старое средневековое мировоззрение- та преграда, которая отделяет человека от живой действительности.Как бы упала пелена с глаз, и человек увидел красоту жизни и обрадовался ей. И вместе с тем увидал он страшную картину растущей власти золота над людьми, эксплуатации человека человеком. М. МорозовО, знал бы я, что так бывает,Когда пускался на дебют, чтоСтрочки с кровью - убивают,Нахлынут горлом и убьют!Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям собственного чутья, прошло, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы... Б. Пастернак
ЭПОХА И ВРЕМЯВек расшатался и скверней всего, Что я рожден восстановить его!Опасно наше время,Где честолюбье доблесть подавляет,Где милосердье изгнано враждою,Где подкупы царят уже открыто,А справедливость покидает край. «А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно – что жилы отворить. («Разрыв»1918г.)«…наше время, так постаравшееся над разрушением художника в человеке, так поработавшее над уничтожением личности и ее пониманием в нас». Б.Пастернак
ЭПОХА И ВРЕМЯМне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья,Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье.И совершенству ложный приговор,И девственность, поруганную грубо,И неуместной почести позор. Напрасно в дни великого совета,Где высшей страсти отданы места,Оставлена вакансия поэта:Она опасна, если не пуста.
ЭПОХА И ВРЕМЯ И мощь в плену у немощи беззубой,И прямоту, Что глупостью слывет,И глупость в маске мудреца, пророка,И вдохновения зажатый рот,И справедливостьна службе у порока.Напрасно в годы хаоса Искать конца благого.Одним карать и каяться,Другим - кончать Голгофой.
Заложник вечности Гамлет-первый из «детей века»или «героев своего времени»,первый среди тех, коговпоследствии называли то«лишними», то «пропалыми»,то«потерянными»,то «сердитыми»или «озлобленными».Пастернак был не просто переводчиком «Гамлета», он сам был Гамлетом XX века. В своем стихотворении «Гамлет» он осознает неизбежность трагической развязки собственной судьбы, когда поэта душит «отсутствие воздуха».
ГАМЛЕТГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Aвва Oтче,Чашу эту мимо пронеси.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить - не поле перейти
ГАМЛЕТ ВЕКА Образ Гамлета вызывал самые различные толкования и ожесточен-ные споры в продолжение столетий. Многие истолкователи видели основу его трагедии во внутренней слабости, отсутствии воли к дей-ствию, переизбытке самоанализа, ведущем к раздвоению. Мучительный внутренний разлад действительно возникает у Гамлета, но не как результат его «природной слабости».
Гамлет - сильная личность , он смел и решителен. По натуре своей он прост, прям и непосредственен, лишь обстоятельства заставляют его надеть маску. Долг, взятый им на себя , перерастает рамки личной мести, невозможность разрешить задачу «исправления века» приводит Гамлета к тягостным раздумьям и раздвоению. Таким образом , корни трагедии Гамлета надо искать не в его качествах , а в самих жизненных обстоятельствах, в остроте и неразрешимости его конфликта с обществом.«Гамлет» - стихотворение о герое Шекспира принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, Богочеловеке, Сыне Божием, пришедшим на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Быть илине быть?…А то кто снес бы униженья века Неправду угнетателя, вельмож.Заносчивость, отринутое чувство,Нескорый суд и более всегоНасмешки недостойных над достойным,Когда так просто сводит все концыУдар кинжала!Чтоблагороднее?
Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Aвва Oтче,Чашу эту мимо пронеси.Смиряться под ударами судьбыИль надо оказать сопротивленьеИ в смертной схваткес целым морем бедПокончить с ними разом.
Быть - для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем зрелее его мысль, чем глубже он познает людей и жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и сознает, что бессилен сокрушить его своей одинокой борьбой.Все, на мой взгляд, символично:гул- более соотносится с многоголосым шумом толпы на улице, чем с шумом в театре;подмостки-сооружение для выступления перед народом на площади ; именно на уличном помосте возможен «дверной косяк»;«Я вышел на подмостки»- может быть и метафорой- потому что страницы его творений те же подмостки , откуда слышен его голос;«отголоски»-реакции читателя на произведение можно предвидеть, что «случится на … веку».
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними Наверное, именно желание Бориса Пастернака жить творчески, просто, цельно, в состоянии преображения, в преодолевающей драму жизни «гармонии» и породило в нем самом образ Гамлета , жаждущего быть героем «другой драмы», творить ее по законам своей Красоты, законам сердца, добра, мечты. Жизнь есть – дар, и Гамлет отказывается от себя, чтобы «творить волю пославшего его». Гамлет принимает «распорядок действий», «неотвратимость конца пути», ему предстоит пройти вкус одиночества, но это ничуть не останавливает его. Да, он Один, но он мужественно готов идти до конца:Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить - не поле перейти.
Умереть. Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу. Это ли не цель Желанная? Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.В стихотворении «Гамлет», вошедшем в роман «Доктор Живаго», отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой подобно шекспировскому герою приходилось решать, «Быть или не быть» и выбирать, кому вручить свою жизнь.
Решимость к действию борется с сомнением. Долг мести отодвигается, тускнеет перед глубочайшими вопросами о судьбах века, о смысле жизни. Он , восстающий против мира тюрьмы, чувствует на себе оковы феодального мира. Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения.«И вот оказалось, что только жизнь, похожая на жизнь окружающих и среди нее бесследно тонущая, есть жизнь настоящая, что счастье обособленное не есть счастье».
Скончаться. Сном забыться. Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ. Какие сны в том смертном сне приснятся,Когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет Несчастьям нашим жизнь настолько лет.Пастернак идет навстречу испытаниям, разделяя их с народом: «Выхожу я в путь, открытый взорам».Это готовность к подвижничеству и жертвенности.1934 год- обращение к Бухарину в защиту О.Мандельштама. Беседа со Сталиным, где он высказал мысль , что никто не имеет права распоряжаться жизнью и смертью людей.
Не лучше ли разом покончить со всеми страданиями?Уйти. Умереть. Но что сулит выход в смерть? И действительно ли это выход? И Гамлет отвергает мысль о самоубийстве.«Так совесть всех нас превращает в трусов». Вот его въедливый самоанализ - одно из основных понятий , которым многое определяется для Гамлета в его поисках. А главное: «Что благороднее?»АннаАхматоваБорис Пастернак был подлинным художником- людская боль оставалась для него болью независимо от того, укладывалась она в политические схемы или нет. В стихотворении прозвучала скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора. Его протест против поругания труженика, человека- это все пережитое, выношенное в сердце.«Обвинение веку можно было вынести от его имени, его устами»
Каким докучным,тусклым и ненужнымМне кажется все,что ни есть на свете!О мерзость.«Ссылка – здесь, а воля – на чужбине».Никогда Пастернак не делал выбора между Родиной и чужбиной.В 1936 году на III пленуме Союза советских писателей он смело заявил: «От нас хотят дела, а мы все присягаем в верности».
«Быть честным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».В стихотворении «Гамлет» герой олицетворяет трагедию долга. Это человек, отказавшийся от себя, чтобы творить волю пославшего его. Это драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения.
Так трусами нас делает раздумье,И так решимости природный цветХиреет под налетом мысли бледным.И начинанья, взнесшиеся мощно, Сворачивая в сторону свой ход,Теряют имя действия.«Не надо преувеличивать прочности моего положения. Оно никогда не станет установившимся и надежным. И никак нельзя по-другому, ни жить, ни думать». (Из письма Б.Зайцеву 1959)И об этом заключительные строки стихотворения:Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить – не поле перейти.
Человек - пленник своего времени и вынужден подчиняться силе обстоятельств, порой поступаться своими принципами.
После напечатания романа «Доктор Живаго», изданного за границей , началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей ( в то время, как Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию).Это послужило поводом для гонений , несправедливых нападок и прямой опасности изгнания из страны, что вынудило его отказаться от премии.« Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти», - сказал Пастернак. Горечь обиды, боль души вылились в стихотворение «Нобелевская премия», где Быть для Пастернака остается главным мерилом его жизни.
Я пропал, как зверь в загоне.Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне наружу ходу нет.Темный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду.Будь что будет, все равно.Что же сделал я за пакость,Я убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.Но и так, почти у гроба,Верю я, придет пора -Силу подлости и злобыОдолеет дух добра.
«Травля добила его. Художники уходят без шапок, будто в храм,в гудящие угодья к березам и дубам…»АндрейВознесенский
Поэт - посредник между миром и людьми.Не может не потрясти бесстрашная честность Бориса Пастернака перед собой, перед историей, перед будущим своей страны.
Я в гроб сойду и в третий раз восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко Мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты.Борис Пастернак