Д. И. Фонвизин Уроки литературы в 9 классеВыполнила: Н.С.Люфт,Учитель русской речи, СОШИ №7
Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.
Комедия «Недоросль» Какие недостатки обличает Фонвизин?В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли?
Постановка комедии Где впервые была поставлена комедия?Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии?Что осудил писатель в комедии?Что раньше обозначало слово «недоросль»?
Роды литературы Чем, по-вашему, драма отличается от лирики и эпоса?Она предназначена для постановки на сценеЕё содержание – диалоги и монологи действующих лиц. Их речь сопровождается ремарками
Термины Диалог – разговор двух или нескольких лицМонолог – речь, рассказ, выражение мыслей и чувств от первого лицаРемарка – авторское указание об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах
Драма – от греч. «действие» В драматическом произведении движения событий протекают особенно остро и напряжённо. В то же самое время события могут быть просты и обыкновенны., но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.
Основные виды (жанры) драмы ТрагедияДрама (как жанр)КомедияВодевильФарсМелодрама
Любовный конфликт
Социально-политический конфликт
Урок Митрофана Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Тришкин кафтан Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?
Нравы семьи Простаковых Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?Каковы взаимоотношения между членами семьи?Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?
Отрицательные герои Каково назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?
Образ Стародума Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?
Образ Простаковой
Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма
Направления в искусстве
Классицизм сложился
По ходу лекции заполните таблицу
Запишите основные положения лекции Классицизм сложился во Франции в 17 веке в связи с началом эпохи абсолютной монархииКлассицисты подражали древним грекам и римлянамСлово произошло от латинского названия, что значит «образцовый»
Принципы классицизма Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее Наследование античности как образцуПодражание “украшенной” природе Главная категория – красота
Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
«Самсон, разрывающий пасть льва» Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха
Классицизм в живописи Картина Жака Луи Давида “Клятва Горациев” Лысенко «Прощание Гектора с Андромахой»Найдите здесь черты классицизма
Основные требования классицизма в литературе 1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.2. Исключалось использование простонародного языка в высокоих жанрах3. Требование композиционной строгости4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .5. Строгое деление на жанры. 6. Система амплуа в комедии(герой, героиня, ложный герой, субретка, обманутый отец, резонёр)7. Деление героев на положительных и отрицательных8. Герой-схема, носитель одного качества9. Условность места действия10. Застывшие характеры
Деление жанров ОдаГероическая поэмаТрагедияГимныБасниКомедииСатиры
Мольер – знаменитый классицистический комедиограф Франции “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.Ж.-Б. Мольер
«Недоросль» как классицистическая комедия
Способы создания комического