«Дон Кихот» - старые традиции и новые идей в романе Учитель русского языка и литературы Гузенкова М.Н.
Сатира на рыцарский роман Во времена Сервантеса были очень популярны рыцарские романы. Этот жанр поблёк и выродился, превратился в бессмысленное чтиво, и Сервантес на протяжении повествования уверяет читателя, что «Дон Кихот» - попытка осмеять рыцарский роман. Но откровенной пародией представляется лишь начало «Дон Кихота».
Почему рыцарские романы так популярны? Видимо, тягостная атмосфера, сложившаяся в Испании, заставляет образованных людей искать опору в мечте, в героическом прошлом. Испания во времена Сервантеса зачитывается рыцарскими романами.
Что такое рыцарский роман и какой идеал героя он предлагает? Рыцарский роман прославляет «рыцаря без страха и упрёка». Рыцарь верен королю и христианской вере, своей родине и Прекрасной Даме. Он мужественный, стойкий человек, побеждает врагов и честно погибает.
Что такое рыцарский роман и какой идеал героя он предлагает? Великого Роланда («Песнь о Роланде») недаром вспоминает и Дон Кихот как одного из славных рыцарей. Он верный сторонник Карла Великого, даже умирая, он выбирает такую позу, чтобы она говорила о его верности и мужестве. У Роланда, как у всех знаменитых рыцарей, есть конь, меч, щит. Своё оружие и коня он никому не желает оставлять после смерти, его меч обладает собственным именем – Дюрандаль.
Что такое рыцарский роман и какой идеал героя он предлагает? В рыцарских романах герои часто сражаются с персонажами, словно пришедшими в роман из сказок и легенд – с волшебниками, великанами и драконами.
Что такое рыцарский роман и какой идеал героя он предлагает? К рыцарским добродетелям относятся умение владеть мечом, копьём, плавать, верховая езда, игра в шашки и сочинение стихов в честь Прекрасной дамы. В кодекс рыцарской чести входят мужество, верность, стойкость, благочестие, щедрость.
Почему Сервантес осмеивает своего героя-рыцаря? На дворе уже другая эпоха, XVI век, несущий новые идеалы, далёкие от феодально-рыцарских. Испания – страна в определённом смысле отсталая, она дольше всех удерживает феодальные традиции. Сильны позиции католичества. Но и Испания не чужда новым веяниям. На смену феодальному средневековью идёт эпоха Возрождения.
Чем характеризуется эпоха средневековья? В период средневековья христианство выдвинуло новые идеалы. В человеке ценилась только душа, а всё телесное считалось греховным. Тело запрещалось изображать в живописи, на иконах, и в скульптуре контуры тела были условными, всё внимание сосредотачивалось на лице и глазах. Людям предписывалось молиться и смирять себя, доводить постами до истощения.
Чем характеризуется эпоха Возрождения? Возрождение, или Ренессанс, - это возрождение идеалов античности с её культом человека, прекрасного во всех проявлениях души и тела. Эпоха Возрождения как бы реабилитировала человеческое тело, природу с её законами и потребностями.
Кто такие гуманисты? Каковы их взгляды? В это время появляются так называемые гуманисты. Гуманист – от слова человечный. Гуманисты считали, что человек – венец творения. Он прекрасен, и радостной и прекрасной должна быть его жизнь.
Кто такие гуманисты? Каковы их взгляды? Гуманисты по-новому относились к Богу, природе, народу и т.д.. Человек представлялся им не только покоряющимся судьбе, как было в средние века, но и творцом своей судьбы. Он не бессилен перед лицом Бога. Он и сам творец, в нём есть искра Божия. Поэтому человек велик и могуч.
Кто из главных героев романа Серванта больше соответствует представлениям о ренессансном человеке? Это Санчо Панса, оруженосец Дон Кихота
Отношение эпохи Возрождения к природе, народу С природы снят запрет. Её перестают бояться, но стремятся исследовать. В том числе природное в человеке, его тело. Естественные человеческие желания – любовь к веселью, вкусной еде, здоровому сну – перестают считаться греховными и утверждаются как нечто положительное. Увеличивается интерес к жизни народа, который живёт более близкой к природе жизнью. Это новые, передовые взгляды, но пока не главенствующие.
Какое изменение претерпело слово «благородство» в эпоху Возрождения? В средние века благородство понималось как высокое происхождение. Считалось, что если человек принадлежит к знатному роду, то ему по крови передаются лучшие человеческие качества. В эпоху Возрождения стали говорить о том, что знатное происхождение само по себе не даёт никаких гарантий. Человек сам, своими поступками должен доказать, что он человек благородный по сути, даже если он происходит из самых низших слоёв общества. Сейчас мы понимаем благородство как понимали его в эпоху Возрождения.
Какое изменение претерпело слово «добродетель» в эпоху Возрождения? Добродетельным называли человека, который не причинял людям зла, исправно посещал церковь, верил в бога. Эпоха Возрождения требует от человека в первую очередь активных действий. Надо служить добру делом.Аллегория Добродетелей, 1529-1530 гг. Антонио да Корреджо...
Какое изменение претерпело слово «стяжательство» в эпоху Возрождения? Стяжательство в первичном значении – это стягивание, приобретение. Слово это постепенно приобретает отрицательную окраску, которая присуща ему по сей день. В нём оттенок корысти, алчности.
Каким из этих понятий отвечает Дон Кихот? Дон Кихот – благородный человек и по происхождению, и по помыслам, и по поступкам. Он добродетельный человек – действием служит добру. Дон Кихот хотел стяжать только славу. Он не стяжатель в современном смысле слова.
Заключение Меняются понятия, меняются идеи, меняется эпоха. Сервантес сам не чужд новых идей. В то же время он знает, что люди читают в основном рыцарские романы, которые прославляют традиционный образ рыцаря. Сервантес видел в рыцарских образах и положительные, высокие качества, но, хорошо зная действительность, понимал, что рыцарская честь и благородство в ней неуместны.
Заключение Сам он столько раз терпел неприятности из-за лучших черт своего характера. А что получил взамен этот мужественный и честный человек? Нищету, тюремную камеру, незаслуженные обвинения… Могила его затерялась, но герои его продолжают жить…
Литература 1Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004.