Анализ стихотворения Ивана Бунина «Художник»
Прочтите стихотворение: Хрустя по серой гальке, он прошёл Покатый сад , взглянул по водоёмам, Сел на скамью…За новым белым домом Хребет Яйлы и близок и тяжёл.Томясь от зноя, грифельный журавль Стоит в кусте. Опущена косица, Нога - как трость…Он говорит: «Что, птица? Недурно бы на Волгу , в Ярославль!»Он , улыбаясь, думает о том , Как будут выносить его - как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как жёлт огонь, как бел на синем дом.«С крыльца с кадилом сходит толстый поп, Выводит хор…Журавль, пугаясь хора, Защёлкает, взовьётся от забора- И ну плясать и стукать клювом в гроб!»
Автор стихотворения - Иван Бунин.
А стихотворение посвящено Антону Павловичу Чехову.
Стихотворение суховатое, без всяких эмоций, без лирики. Оно похоже на беглый карандашный набросок. И всё же в нём видится нам подлинный Чехов, такой, каким он был на самом деле, хоть и воспринятый только с одной стороны.
Поэт зарисовал его в Ялте. Чехов, больной, одинокий, вышел из своего дома и бродит по саду. Хрустя по серой гальке он прошёл Покатый сад, взглянул по водоёмам, Сел на скамью…За новым белым домом Хребет Яйлы и близок и тяжёл.
Дни Чехова уже сочтены , и он хорошо это знает.. Он , улыбаясь, думает о том , Как будут выносить его - как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как жёлт огонь, как бел на синем дом. Самое удивительное в этих строках – неожиданное слово «улыбаясь». Когда читаешь эти строки впервые , оно поражает больше всего: как может человек улыбаться, думая о собственных похоронах? Разгадка этой странности – в заглавии. Стихотворение ведь называется «Художник» .
По мысли автора , Чехову как художнику до такой степени было любо и весело воссоздавать в своём воображении ту или иную картину материального мира, все её краски , очертания и образы, что он с улыбкой рисовал перед собою даже картину своих похорон – всю до мельчайших деталей: и солнечные блики на чёрных одеждах священников, и жёлтые огоньки восковых погребальных свечей.
Он , улыбаясь, думает о том , Как будут выносить его - как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как жёлт огонь, как бел на синем дом.
Томясь от зноя, грифельный журавль Стоит в кусте. Опущена косица, Нога- как трость…Он говорит: «Что, птица? Недурно бы на Волгу ,в Ярославль!»
«С крыльца с кадилом сходит толстый поп, Выводит хор…Журавль, пугаясь хора, Защёлкает, взовьётся от забора- И ну плясать и стукать клювом в гроб!»
Даже думая о своих похоронах, художник не может не радоваться зрительным образам , встающим перед ним при этой мысли.
Конечно, приведённые строки всего лишь предположение, догадка, но всё же , здесь верно подмечено и выдвинуто на первое место самое основное в творчестве Чехова: его ненасытный , никогда не ослабевающий , жгучий, живой интерес ко всякому проявлению жизни, ко всякому её воплощению в зримых и осязаемых образах.
Зримый и осязаемый образ – главный ресурс творчества Чехова и главнейший посредник между ним и читателем.
Мало было в русской литературе художников , которые так услаждали бы образами , так охотились бы за ними повсюду – и , главное, обладали бы таким непревзойдённым искусством высказываться при помощи таких простых слов.
Так или иначе , нам ясно одно : писатель в глазах современников остался до конца своих дней незнакомцем.
Презентацию выполнил учащийся 7-Б класса МОУ Куйбышевской СОШ Куйбышевского района Ростовской области Евтушенко Борис.