Проблемы прозы Чехова 1890-х годов Рассказ «Палата № 6»
История создания рассказа 29 апреля 1892 года в письме к Л. А. Авиловой А. П. Чехов писал: "Кончаю повесть, очень скучную, так как в ней совершенно отсутствует женщина и элемент любви, Терпеть не могу таких повестей, написал же как-то нечаянно, по легкомыслию". (о повести "Палата № 6", написанной в 1892 году, замысел которой возник после поездки на остров-каторгу Сахалин)
Описание места действия Найдите наиболее характерные слова и словосочетания, которые характеризуют место действия.Флигель: "окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли", "крыша ржавая", "труба наполовину обвалилась", "ступеньки сгнили и поросли травой", "от штукатурки остались одни следы", "серый больничный забор с гвоздями", "эти гвозди обращены остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой у нас бывает только у больничных и тюремных построек".
Описание места действия Сени:Сторож:Комната:"рвань свалена в кучи, перемята, спуталась, гниет и издает удушливый запах"."испитое лицо", "выражение степной овчарки", "убежден, что их надо бить", "Он бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка"."стены вымазаны грязно-голубою краской, потолок закопчен, как в курной избе", "зимой дымят печи и бывает угарно", "окна обезображены решетками", "воняет кислою капустой, фитильною гарью, клопами и аммиаком", "как будто вы входите в зверинец".О каком заведении идет речь?
Герои рассказа «...люди в синих больничных халатах и по-старинному в колпаках. Это — сумасшедшие».Кто же находится в этой палате? Перечислите пациентов.Как они попали сюда?На самом ли деле они сумасшедшие?Гуманист Чехов на первое место в своем предложении поставил слово «люди». Они, несмотря ни на что, люди!
Это люди, которые находятся по разные стороны решетки, но в них так много общего и привлекательного, что, безусловно, они попытаются найти общий язык. За что Громов осуждает Рагина? В чем он его упрекает? Как относится к нему? Громов осуждает Рагина за то, что: 1) тот не страдал и не может его понять; 2) у них разное положение; 3) его философия пустая и надуманная. Громов агрессивен, даже называет собеседника «гадина».
Почему Рагин тянется к Громову? Что привлекает его? Изменяются ли их отношения после того, как Рагин становится пациентом палаты № 6? В чем разница их положения? Кому труднее пережить происходящее? О чем беседуют герои, находясь в больнице? Напоминает ли их разговор речи сумасшедшего?Рагин тянется к Громову потому, что: 1) считает, что в городе нет умнее человека, чем Громов; 2) доктору нравится беседовать с сумасшедшим, его мысли совпадают со словами Громова. Он спокойно и уважительно относится к собеседникуИх отношения не изменились: Громов так же агрессивен, но Рагину тяжелее, он попал сюда обманом, он не сумасшедший. К тому же он чувствует свою вину за состояние палаты № 6, он не хотел ничего изменять, его пассивность сыграла с ним злую шутку. Громов здесь уже давно, он как-то притерпелся. Фактически из-за Громова доктор и попал сюда
Сравните реплики героев. Кто больше приспособлен к жизни в любых условиях? В ком больше силы?
Каково отношение автора к своим героям? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Как бы вы оценили противостояние героев? Автор осуждает Рагина за нежелание действовать, изменять эту жизнь, тем более, что это было в его силах, но защищает доктора, показывая, что у него чувствительная душа, он тянется к духовному, он способен понять человека, а его философия не примитивна, и если у врача нет опыта страдания, то и у Громова нет опыта Рагина. Автор ценит доктора за то, что, попав в палату № 6, он понимает бесчеловечность своей философии и безнравственность своей жизни. Рагин, попав в больницу, погибает, он не может здесь жить. Автор осуждает Громова за ограниченность его философии, за упреки Рагину в отсутствии опыта, за агрессивность, неспособность понять другого человека, но защищает за его деятельную натуру, за понимание ужасного состояния общества. Громов не смог жить в мире Рагина, там он стал сумасшедшим.
Что представляет собой город, в котором происходит действие? Почему город не имеет названия? Как развиваются отношения между героями и городом?Рагин и Громов противостоят городу, провинциальному городу «без имени», обобщенному образу всех городов русских конца XIX в.Н. С. Лесков писал: «„В палате № 6“ в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это Россия». Город — это: — сами жители, которые, узнав, что доктор ходит к сумасшедшему, стали и его считать сумасшедшим; — скудные интересы, скука, унылое однообразие; — почтмейстер Михаил Аверьянович, напускной оптимист, любитель грубоватых историй, лишенный деликатности; — молодой самоуверенный врач Хоботов, агрессивный и пошлый; он готов любыми путями добиваться «теплого местечка». Рагин и Громов являются жертвами этого мира.
Проблематика рассказа Эта повесть отражает состояние Чехова в начале 1890-х гг.: социальные проблемы, вопросы о жизни, о справедливости. Повесть наполнена образами-символами: символичен и город, и палата, и сторож, и герои. Чехов показывает ужасающее положение в России и говорит о том, что нужно что-то делать.