Борис Пастернак. Своеобразие лирики. Во всём мне хочется дойти До самой сути… Б. Пастернак 1890-1960
Цель урока: выяснить, в чём заключается своеобразие лирики Пастернака; научиться определять элементы его индивидуального почерка.Средства её достижения: исследование стихотворений поэта; систематизация наблюдений в таблице.
Факторы, определившие особенности лирики Пастернака:эпоха,воспитание,личность поэта.Эпоха: рубеж веков, ломка стереотипов, расцвет русской поэзии.Воспитание: отец - известный художник, мать-пианистка европейской значимости, кумир-композитор Скрябин.Личность поэта: его увлечения- живопись, философия, музыка.
Тематика, характерные особенности лирики Б. Пастернака
Снег идёт, снег идёт, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.
Пастернак сравнивает снегопад с небом, и оно у поэта может сходить с чердака!Да ещё и делать это «крадучись» и «играя в прятки»!
При создании образа снегопада Пастернак использовал излюбленный приём – одушевление природы
Неожиданные ассоциации выступают у Пастернака как художественный приём.
« Всё в смятеньи», потому что « жизнь не ждет»- главная мысль стихотвориния.
Снег идет, снег идетК белым звёздочкам в буракеТянутся цветы гераниЗа оконный переплётСнег идёт, и всё в смятеньи,Всё пускается в полёт,-Чёрной лестницы ступени,Перекрёстка поворот.
Словно с видом чудака,С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.
[c]-5 [ч]-4В одной строфе
Аллитерации на [с] и [ч]позволяют читателюпочти физически услышатьшуршание падающего снега
Философичность нетрадиционность образов неожиданность ассоциаций одухотворение природы виртуозное владение стихотворным размером раскованный синтаксис