Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»)Урок-размышление Автор-составитель:учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда НиколаевнаМОУ Хрещатовская сош
Эпиграф: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.»С.Залыгин
Цель: Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.
Задачи: доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;расширить у учащихся знания произведений современной литературы;обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;
Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; магнитофон;аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый звон»; компьютер.Подготовительная работа учащихся.Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор»1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?»2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску.4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына
Нравственным можно считать человека:С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.Неравнодушного к чужой беде и страданиям.Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.
Категории нравственности: добро совесть честь справедливостьмилосердие безнравственности:предательствоцинизмэгоизмкорыстолюбиеприспособленчество
Лексическое значение слов: Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды.Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.
Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны.«От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны»«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное.«Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор.
Художественная деталь: Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой»«Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»
История «колотной житёнки» Разбитая любовьПотеря мужа на войнеСмерть шестерых детейАдский, посильный не каждому мужику труд в деревнеТяжёлая немочь-болезньОна - человек не от мира сего. Она -праведница.
Причины смерти Матрёны Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых.«Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.
Да, Матрёна – праведник. «Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей.. Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.Ни вся земля наша.»
«Жить не по лжи!» «Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг -замкнулся? И выхода – действительно нет?» Автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»