Антон Павлович Чехов.1860-1904. Штрихи к портрету.
Сравните 2 фотографии Антона Павловича Чехова(начало и конец жизненного пути).
«Увидишь моего папашу, так скажи ему, что я получил его дорогое письмо и очень ему благодарен. Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал.»(из письма двоюродному брату ) Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Сам себя он называл «коммерсантом». Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, была внучкой выкупленного на волю крепостного крестьянина. «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Из письма писателя Антона Павловича Чехова издателю и журналисту А. Ф. Суворину (7 января 1889 г.). «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».
Письмо к брату Михаилу от 8 апреля 1879 г.(Антону Павловичу 19 лет!) Не нравится мне одно: зачем ты величаешь особу свою "ничтожным и незаметным братишкой". Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность. Не смешивай "смиряться" с "сознавать свое ничтожество".
Раболепство (книжн. презрит.).Льстивое угодничество, низкопоклонство, приниженное послушание по отношениюк кому-чему-н. Раболепство- мишень сатиры раннего Чехова(«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»):герой без всякого принуждения раболепствует и пресмыкается, он рабом хочет быть.
«Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя». «Привыкай читать. Со временем ты эту привычку оценишь» (из письма брату Михаилу).Сам Чехов, оставшись один в Таганроге (отец, разорившись, бежит с семьёй в Москву), вдумчиво читал русскую и зарубежную классику.
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». После отъезда семьи в Москву, Чехов остался в Таганроге заканчивать гимназию. Из вполне обеспеченного человека он превратился в бедняка – это произошло со всей его семьей. Чехову приходилось не только зарабатывать на жизнь частными уроками, но и помогать родителям. Так уже в детстве сформировался его характер, тип его личности- сосредоточенный труженик.
«Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов». Закончив в 1884г. медицинский факультет Московского университета, Антон Павлович работает по специальности – земским врачом, в больнице недалеко от Звенигорода. Здесь же он посещает заседания уездных судебных съездов, выступает в качестве эксперта.
Хотя в конце концов Чехов расстался с медициной ради литературных занятий, но сохранил при этом аналитический, расчленяющий взгляд на героев. Его поздние рассказы и повести похожи на медицинские карты, в каждой из которых таится своя отдельная история болезни. Писатель наблюдает за процессами, происходящими в человеческой душе.
«Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». 1890 год – Чехов уезжает на Сахалин. В те времена это было долгое и трудное путешествие(три месяца пути). Чехов привлёк внимание к положению каторжан(основному населению), произвёл перепись(почти 10000 учётных карточек),пришёл к выводу, что вину за положение «сахалинских» россиян нельзя возложить лишь на «тюремных краснононосых смотрителей»,ибо «виноваты…все мы».Заплатил за поездку Чехов дорогой ценой: обострением чахотки, которая теперь не оставит его до самой смерти.
1892 год – Чехов приобретает имение Мелихово, расположенное недалеко от Москвы, в Серпуховском уезде. Открыл на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В селе и его окрестностях с его помощью построили три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, он участвовал в прокладке шоссейной дороги, добился открытия почты и телеграфа на местной железнодорожной станции, организовал посадку тысячи вишневых деревьев для засева голых лесных участков.В Мелихове Чехову пришла идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Он пожертвовал туда более двух тысяч томов книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составил галерею портретов деятелей науки и искусства.
«Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни». В 1897 у Чехова резко обострился туберкулезный процесс ухудшилось, и доктора настаивали на переезде на юг. Чехов перебрался в Ялту. Начал активную общественную деятельность: как местный житель, был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопотал об устройстве первой биологической станции. В Ялте, сам тяжко страдая туберкулезом, работал в Попечительстве о приезжих больных. В то время многие чахоточные приезжали в Крым, почти без денег, только потому, что были наслышаны о писателе, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для евреев.
«Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это - жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика»
«То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние». В 1900г.Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, становится женой писателя. Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер — это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе.
«Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть». "У вас вся жизнь для других, и как будто бы личной жизни Вы и не хотите!" - написала ему однажды Л.С.Мизинова*
Воспитанные люди 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... 2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и оттого, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку... 3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. 5. Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие... потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво... 6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями.., Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки... 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом... 8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час".
М.Горький: «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл».