Адресаты любовной лирики Александра Сергеевича Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин О жизни час! лети, не жаль тебя,Исчезни в тьме, пустое привиденье;Мне дорого любви моей мученье -Пускай умру, но пусть умру любя!
Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...
Мария Николаевна Раевская Узнай по крайней мере звуки,Бывало, милые тебе -И думай, что во дни разлуки,В моей изменчивой судьбе,Твоя печальная пустыня,Последний звук твоих речейОдно сокровище, святыня,Одна любовь души моей.
Стихотворения, посвященные Раевской: «Погасло дневное светило…»«Редеет облаков летучая гряда…»«Фонтану Бахчисарайского дворца»«На холмах Грузии…» (предположительно) СергейГригорьевичВолконский – герой войны 1812 года, декабрист
« На холмах Грузии…» На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт...»
Анна Алексеевна Оленина …Глаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений,И сколько неги и мечты!..
«…Свести очей с нее нет силы…» Олениной посвятил Пушкий стихи: «Её глаза», «Увы!» «Язык любви болтливый»«Ты и вы»«Не пой, красавица, при мне» «Я вас любил…» (предположительно)
« Я вас любил…» Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.
« Я вас любил…» Поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но «ещё угасло не совсем». В его душе оживает любовь-воспоминание.- Какая это была любовь? Попробуйте описать её своими словами.- Как поэт подчёркивает силу любви?- Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
Анна Петровна Керн Душе настало пробужденье:И вот опять явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.
« Я помню чудное мгновенье…» В.Г. Белинский: «Что это - поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом. П.И. Чайковский: «...в самом стихе... есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Елизавета Ксаверьевна Воронцова Там, под заветными скалами,Теперь она сидит, печальна и одна…Никто ее любви небесной не достоин.
Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходящей всех других во власти, с которой она управляла мыслию и существованием поэта. Ей посвящены стихотворения«Сожженное письмо»«Храни меня, мой талисман»«Талисман»«Все в жертву памяти твоей»
«Сожженное письмо» Прощай, письмо любви! прощай: она велела.Как долго медлил я! как долго не хотелаРука предать огню все радости мои!..Но полно, час настал. Гори, письмо любви.Готов я; ничему душа моя не внемлет.Уж пламя жадное листы твои приемлет...Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дымВиясь, теряется с молением моим.Уж перстня верного утратя впечатленье,Растопленный сургуч кипит... О провиденье!Свершилось! Темные свернулися листы;На легком пепле их заветные чертыБелеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,Отрада бедная в судьбе моей унылой,Останься век со мной на горестной груди...
Наталья Николаевна Гончарова Всё в ней гармония, всё диво,Всё выше мира и страстей;Она покоится стыдливоВ красе торжественной своей…
Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась удивительным самородком.
Наталья Николаевна поражала всех своей красотой и естественностью. Она была не просто красива, от нее исходил какой-то внутренний свет, который согревал все вокруг себя. Ведь именно Наталья Николаевна смогла открыть в душе стихотворца самые сокровенные уголки. Натали была необходима не только самому Пушкину, но и его поэзии.
«Мадонна» Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах -Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.
«Мадонна» - Кто герои этого стихотворения?- Какими и в какой обстановке герои изображены?- Обратите внимание на последнюю строчку стихотворения.В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? - В чем смысл такого сходства двух прилагательных в превосходной степени? - Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»?
Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей степени, воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека.