Здоровьесберегающие технологии при изучении химии Выступление учителя ГОУ СОШ №367 Зеленоградского АО Башкатовой Г. В. 2009 год Преподаватель химии 900igr.net
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одно из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Как разрешить данную проблему? На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса. Ученик Педагог Родитель
Здоровьесберегающая деятельность в школе. Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Компоненты здоровья. соматический КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ духовно -нравственный социально -личностный индивидуально -психический Соматический - генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции. Инд.психический — эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы личности, доминантность полушария, темперамент и др. свойства психики. Соц.личностный — социальная адоптация (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний). Духовно-нравственный — учёные не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы — это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: Объём учебной нагрузки. Нагрузка от дополнительных занятий в школе. Занятия активно-двигательного характера.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения наступления утомления и снятие мышечного напряжения я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока. В состав физкультминутки я включаю: упражнения по формированию осанки укреплению зрения отдых позвоночника. Для разминки на зрительную координацию, на развитие внимания и быстроты реакции использую (бегущие огоньки). Для этого используется лазерная указка.
Особо выделяю методы стимулирования учебно-позновательной деятельности, направленные на снятие нервно-психического напряжения учащихся как в процессе работы на уроке, так и в процессе выполнения домашнего задания. В педогогической пактике использую ролевые и сюжетные игры, работу индивидуальную и групповую, творческие задания, дискуссии.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ “ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ”
Учителям, освоившим здоровьесберегающие технологии, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педогогического творчества.