«Введение в органическую химию»Технология урока. Учитель химии высшей категории МКОУ СОШ с УИОП пгт. НагорскАнтышева Нина Александровна 2012 год.
Тема курса: «Введение»Учебник «Химия 10 класс» О.С.Габриелян «Дрофа» Москва 2008г.
Тема урока: «Введение в органическую химию» Ведущая идея урока:Формирование и развитие у школьников мотива фундаментального изучения органической химии как самостоятельной науки.
Создание условий для: выработки умений конструктивного решения учебных проблем,формирование системных знаний,развития мотивации учения школьников.
1. Создать цепь проблемных ситуаций как необходимое условие для развития логического и абстрактного мышления учащихся методами наблюдения, сравнения, обобщения , индукции, дедукции и интуиции;2. Стимулировать у обучаемых развитие умений формулировать учебную проблему, определять цели, задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности;
3. Сформировать понятие об органической химии как химии соединений углерода;4. Объяснить причину выделения органической химии в самостоятельный раздел;5. Рассмотреть примеры ,доказывающие несостоятельность учения-витализм;
6. Рассмотреть классификацию органических соединений по происхождению;7. Рассмотреть причины многообразия органических веществ;8. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её;
Задачи урока:9. Оптимизировать условия формирования и развития мотивов школьников к изучению химии;
Ведущая учебная проблема темы:Сущность органической химии как самостоятельной науки.
Главная учебная проблема урока:Почему органическую химию выделяют как самостоятельную дисциплину?
Внутрипредметные(предмет химии, химические формулы, вещество с позиций АМУ,круговорот углерода в природе)Межпредметные(биология-фотосинтез,физика-молекулы, история- учёные-химики)
Дидактическая задача:подготовка учащихся к работе на уроке, организация действий школьников,направленных на решение проблем и достижений целей урока,актуализация знаний, полученных ранее.Деятельность педагога:блиц-опрос в форме вопросов а) химия-это… б) вещество-это… в)курсы химии,изучаемые в 8 и 9 классах:… Подведение школьников к определению темы урока. Краткая характеристика курса органической химии для классов базового уровня. Деятельность учащихся:восприятие темы урока, ответы на вопросы.Метод: репродуктивный.Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная работа.Показатель результатов решения задачи: внимание учащихся и активность при блиц-опросе.
Дидактическая задача:создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы на основе проблемных вопросов.Деятельность педагога:создание стимуляционно-мотивирующей проблемной ситуации через систему вопросов: 1. На рубеже 9-10вв. Арабский алхимик Абу Бакр ар-Рази впервые разделил все химические вещества по их происхождению на 3 царства: минеральные, растительные и животные вещества. Почему же в начале 19 века возникла необходимость объединить химию веществ растительного и животного происхождения в единую науку? (В состав любой живой клетки входят белки, жиры, углеводы и другие вещества,которые принято называть органическими.) 2. Кто предложил назвать науку, изучающую органические вещества , органической химией. Вспомните из курса прошлого года. (Й.Я.Берцелиус).Деятельность учащихся: осознание проблемной ситуации, актуализация и стимулирование потребности в её решении.Метод:проблемныйФорма организации деятельности: фронтальная.Показатель результатов решения задачи: готовность учащихся к поиску решения.
Дидактическая задача: организация поиска решения.Деятельность педагога: актуализация знаний учащихся о ложном учении-витализм,акцентирование внимания на синтез учёными органических веществ из неорганических , подведение учащихся к выводу о классификации органических соединений по происхождению : природные, искусственные и синтетические, формулировке современного определения органической химии.Деятельность учащихся: обсуждение , формулирование выводов.Метод: эвристический.Форма организации учебной деятельности:фронтальная.Показатель результата решения задачи: активная работа , уточняющие вопросы, записи в тетради.
Дидактическая задача:создание условий для нахождения верного решения и доказательства его.Деятельность педагога: информирование учащихся о многообразии органических веществ по сравнению с неорганическими, предложение школьникам самим сравнить органические и неорганические вещества по ряду признаков, решить проблемное задание «почему же именно углерод стал основой всего живого», рассмотрев круговорот углерода в природе, проанализировать молекулярное строение органических веществ.Деятельность учащихся:решение проблемы, выводы,обсуждение и решение проблемного задания.Метод:проблемный.Форма организации деятельности:фронтально-индивидуальная.Показатель результатов решения задачи: активность учащихся при решении проблемной ситуации, участие в формулировании выводов.
Рефлексия и оценивание результатов деятельности Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию, актуализация и оптимизация знаний для изучения следующей темы.Деятельность педагога: формулирование общего вывода( органическая химия есть химия углеводородов и их производных, т. е. продуктов, образующихся при замене водорода в молекулах этих веществ другими атомами или группами атомов),пояснение домашнего задания(п.1,стр.12 вопр.1-6), оценивание работы школьников.Деятельность учащихся: участие в формулировании общего вывода, первичное осмысление и принятие домашнего задания.Метод: эвристический.Форма организации деятельности: индивидуальная.Показатель результатов решения задачи:записи в тетради. Активность при формулировке общего вывода, запись домашнего задания, уточняющие вопросы по его выполнению, эмоциональное состояние школьников.
Учащиеся после изучения темы должны знать\понимать: Определение понятия органической химии.Классификацию органических соединений по происхождению.Отличие органических веществ от неорганических.
Учащиеся после изучения темы должны уметь: Объяснять причины многообразия органических веществ.Характеризовать круговорот углерода в природе.Объяснять наличие невысоких температур плавления и кипения органических веществ в связи с их молекулярным строением.Использовать приобретённые знания и умения для дальнейшего образования и самообразования