Общие черты: XVII век переходный от традиционной к средневековой культуре. Широкое обмирщение , постепенное разрушение средневекового всецело религиозного сознания. Ослабление влияния церкви.
Начальное образование «Палаты учительные» действовали при монастырях и церквях. Появление частных школ (грамматика, арифметика, языки, риторика, история, философия) Учителя – ученые монахи, подьячии, дьяки Сохранилось домашнее образование
Школа в Московской Руси Художник Б.М.Кустодиев
ОБРАЗОВАНИЕ В XVII веке среди дворян и посадских значительно возросло число грамотных людей
Учебники: Для нужд домашнего и школьного обучения были изданы учебные пособия: «Букварь» - Кариона Истомина «Азбука» - Василия Бурцева «Славянская грамматика» - Мелетия Смотрицкого «Краткий катехизис» - Петра Могилы
Листы из «Букваря» Кариона Истомина
«Славянская грамматика» - Мелетия Смотрицкого
Школы: 1621 первая частная школа в Немецкой слободе около Москвы. 1640 –х Ф.М.Ртищев организовал школу при Андреевском монастыре. Ф.М.Ртищев Федор Михайлович на собственные средства пригласил 30 ученых монахов Киево-Пичерской Лавры и иных украинских обителей. Монахи переводили на русский язык иностранные книги и стали обучать всех желающих. «Враки-де они вракают, слушать у них нечего и себе чести не делают, учат просто сами не знают, чему учат!»
Славяно-греко-латинская академия В 1685 в Заиконоспасском монастыре была открыта латинская академия (основатель - Симеон Полоцкий) Академия обязывала ректора и преподавателей следить за литературой которую читают ученики. Еретические книги использовались преподавателями только для критики. Академия давала аттестацию ученым- иноземцам, которых принимали на службу русские государи. Симеон Полоцкий, гравюра XVII века
Славяно-греко-латинская академия Срок обучения не ограничен (изучали: духовные сочинения, риторику, логику, грамматику, философию, церковную историю). Преподаватели читали тексты а затем их комментировали, устраивали диспуты ( Т.е. применяли методы схоластического обучения) С 1694 г академию возглавляли братья Лихуды Иоанникий и Софоний Заиконоспасский монастырь
Задание: заполни таблицу «Наука XVII века»
Наука. Естественнонаучные знания Распространению знаний способствовали переводы иностранной литературы и работа печатного двора в Москве. (10-15 тыс книг в год) Печатный двор в Москве Гравюра XVII века
Сборники научных трудов XVII века «О граде царском» - пер. Арсений Сатановский – сборник трудов греческих писателей охватывающих знания от богословия до минералогии и зоологии «Книга врачевская анатомия» - пер. Епифаний Славинецкий труды греков по анатомии и медицине «Позорище всея вселенныя, или Атлас новый» - автор В.и И. Блеу – труд по географии и астрономии (труд описывал системы мироздания по Копернику «Селенография» - пер. Иоганн Гевелий – описание Луны и идей гелиоцентрической системы Коперника «Полис»- автор Карион Истомин энциклопежический словарь по 12 наукам
«Книга Большому чертежу» - 1627 перечень всех русских городов с указанием расстояний между ними с краткими этнографическими сведениями.
Создание библиотек Фонд библиотеки соответствовал профилю учреждения. Библиотека Пушкарского приказа - техническая литература. Библиотека Аптекарского приказа - книги по лечебному делу, анатомии, химии и другим естественным наукам.
Библиотека Посольского приказа Здесь хранились книги по законодательству, истории и внешней политике России и соседствующих с ней государств. Фонд: религиозная литература, «летописцы», «судебные книги», «цифирные», исторические, философские и другие. С конца XVII века сюда стали передаваться и вновь отпечатанные книги. Дьякам (чиновникам) и толмачам (переводчикам), работавшим здесь, часто приходилось обращаться к иностранной литературе, поэтому с первых лет существования для библиотеки приобреталась литература на «розных» языках. Стеллаж библиотеки Посольского приказа
Проверь себя
Ответьте на вопрос: 1. Какие виды школ были в России в XVII веке? 2. Какие предметы изучали в школах России XVII века? 3. Перечислите учебники которые использовали для обучения в школе?
Ответьте на вопрос: 4. Назовите основателей первых частных школ в России? 5. Какое образовательное учреждение проводило аттестацию иностранцев в России перед поступлением на государственную службу?