Тема: Александр I. Негласный комитет. Реформы М. М. Сперанского
План урока: 1. Воцарение Александра I. 2. Деятельность Негласного комитета. 3. Проект государственных реформ М. М. Сперанского.
1. Воцарение Александра I. Александр I правил Российской Империей с 1801 по 1825 гг. Александр Павлович родился в 1777г. С детства он разрывался между отцом и бабкой и поэтому в нем сформировались такие черты как лицемерие и двуличность. Его воспитателем был швейцарец Лагарп. Он дал наследнику европейское образование и хотел привить либеральные идеи. Екатерина II хотела пере дать престол Александру минуя Павла
2. Деятельность «Негласного комитета» 1801-1803 гг. – деятельность «Негласного комитета». Состав: П. А. Строганов, В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев, А. А. Чарторыйский. Реформы «Негласного комитета»: 2.04.1801г. – указ о ликвидации Тайной экспедиции – органа политического сыска. 12.12.1801г. – указ о праве покупки земли недворянам. 8.09.1802г. – указ о преобразовании коллегий в министерства. 20.02.1803г. - указ «о вольных хлебопашцах» 1802-1804 гг. – учреждение Министерства народного просвещения.
3. Проект государственных реформ М. М. Сперанского. Цели: Сохранение самодержавия Начало конституционного строя Модернизация системы государственного управления Принципы: верховенство власти императора Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную Выборность исполнительных органов власти Гласное судопроизводство, суд присяжных
Предлагаемые новые органы государственной власти 1 января 1810г. – указ об учреждении Государственного совета Государственная дума- представительный орган для обсуждения законопроектов, заслушивания отчетов министров Государственный совет назначается императором, координирует действия законодательной, исполнительной и судебной власти Судьба проекта Сопротивление дворянства Осуждение проекта историком Н. Карамзиным: «Реформы повредят России, т. К. они представляют угрозу для исконных устоев страны в 1812 г. Александр I отправил М. Сперанского в ссылку
Вопрос: Почему Александр I не решился на коренные государственные преобразования в Российской империи?
Дома §1, 2 учить Знать даты Рабочая тетрадь §1-2