Храмы древней Индии
Особенно значимым периодомв культуре Древней Индиибыла «классическая эпоха».Начало этого периода совпадаетс расцветом империи Гуптов(IV-VI века н.э.),объединившей Севернуюи большую часть Центральной Индии.
В это время буддизмсменяетсяновой религией – индуизмом,вобравшим в себямногие народные верования.Постепенно складываетсяновое понимание мирозданияи новый пантеон богов.Выделяются три главных бога(божественная троица - тримурти):Брахма, Вишну и Шива.Их изображения и рассказы о нихсоставляют сюжеты росписей и рельефов.
Брахму – создателявселенной,изображалимногоголовыми сидящемна лотосе.
Небесный стражи охранитель Вишнувоплощаетчертыиндусской красоты.
Не случайно его часто изображаютвозлежащем на тысячеголовом змее Шешу.Из его пупка вырастает лотос, на котором восседает Брахма.У его ног Лакшми – богиня счастья, богатства и красоты.
Вечно танцующийШива в танцевновь и вновьтворити разрушает мир.
Множестворельефовсозданона сюжетыэпических поэм«Махабхарата»и «Рамаяна».
В фигурах Рамыи Кришнызаметностремлениескульптораподчинитьобразпластикетанца.
Основуиндийского танцасоставляюткараны – 108 позтанцующего Шивы.Каждая поза,словнобуква алфавита,легко читаетсязрителями.
Поклонение,угощение.Раковина,муз. инструмент.Рыба, море.Кровать.Деревья,горы.Цветоклотоса.Дажеположениепальцев рукпередаетопределенноесодержание.Это целыйязык жестов.
Поэтомускульптурамив индийскиххрамахне тольколюбуются,но и«читают» их.
Тем более,что длявсего индуизмахарактерносочетаниерелигиозностис изысканнойэротикой.
Землю индусы представлялив виде плоского диска,в центре котороговозвышается гора Меру.Вокруг нее,отделенные океанами,расположенычетыре материка.Вокруг Меру обращаютсясолнце, луна, звезды.Над землей поднимаютсяшесть ярусов небес,и выше всех – «мир Брахмы» (брахмалока).Ниже земли – семь ярусовподземного мира (патала).Еще ниже – семь зон адов (нарака) .
Высокая башня,символизирующаявеликую гору Меру,сталаобязательной частьюлюбогоиндуистского храма.
Часто такая башня,словно реальная гора,складываетсяиз множествауступов.
Да и традиционный индийский городуступами поднимается от реки.
Во многом,вид индуистского храмаповторяет священную повозку,на которой во время праздниковвозили по городустатую божества.
Такие храмики,как правило,высекалисьиз целой скалыи украшалисьрельефами.
И большие храмы часто строилисьв виде священной повозки.Храм Солнца(Сурья)в Конараке.
Большиекаменные колесаздесьсимволизируютСолнцеибесконечныекругиперевоплощений,в которыхвращаютсявсе живыесущества.
Начиналась постройка храмас организации сакрального пространства.Тщательно выбирали место,очищали его от посторонних предметови освящали.Часто ритуалом освящения местаслужила посадка зерновых культурна расчищенной площадкедля проверки силы плодородияданного места.
Затем создаваласьспециальнаядиаграмма– мандала,где тщательнопросчитывалисьпропорции башнибудущего храма,его связине толькос окружающейместностью,но и со всем миромв целом.
Символическими были даже материалы,из которых сооружался храм.Так кирпич несет в себесилы земли и огня,камень символизировал земную твердь, опору,а первичный океанбыл представлен храмовым прудом,в котором паломники совершали омовение.Кроме того, при каждом большом храмеобязательно сажали ритуальное дерево– символ мирового древа и жизненной силы.Таким образом, храм в целомдемонстрирует верующемуструктуру всего космоса.
Структураиндуистскогохрама.Светильныйстолбдля освещениядвора храма.Башня, внутри которойв небольшой пещере«обитает» божество.Основание храма,повторяющееформудревнего алтаря.Зал длясовместныхмолений.
Основным помещениемхрамасчитаетсянебольшое«жилище божества»в глубине башни.Оно частоприхотливо украшалосьдаже снаружи.
И сегодняв молельных помещенияххрамовустраиваетпредставленияхрамовый театр.Ночью, при свете факелов,божество взираетиз священной пещерына мастерствотанцующих.
В храмовых комплексах Южной Индиисоседствуют разные типы храмов.
На юго-востоке Индокитаярасположен величественныйхрамовый комплексАнгкор Ват,воплотивший многие каноныиндуистской архитектуры.
В каждойсвоей частион вновь и вновьповторяетстроениевселенной.