Культура древней Индии
Индияна карте мираКультурные центры ДревнейИ Средневековой Индии
В III тысячелетии до н.э. в долине реки Индвозникла древнейшая цивилизация.Сегодня археологи открыли древние городаМохенджо-Даро и Хараппу.
Улицы древних городов были вполне благоустроены.
А дома удобны.
Уже в то время былошироко распространеноискусство глиптики резьбы по камню.Чаще всего мастера вырезали печатис изображениями разных животных.
До сих порвызывает восхищениебронзовая статуэткатанцовщицы,найденнаяв Мохенджо-Даро.
Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Гангапришли племена ариев.А в 321 году до н.э. здесь возникло первоеобъединенное государство – империя Маурьев.
При царе Ашокегосударственнойрелигией Индиистановитсябуддизм.И почти сразув страненачинаетсякаменноестроительство.Стамбха(столб законов)царяАшоки.
Именно в это времябыла создана колонна,на вершине котороймастер поместилльвиные фигуры.И сегодня это завершение(капитель)являетсясимволом Индии.
Ступав СанчиГлавной буддийской святыней становится ступа –холм, на вершине которого хранятся буддийские реликвии.
Все ступы строилисьпо единому образцу,который повторялсвященный рисунок мандалу план устройствавсего космоса.
И действительно,концентрическиекруги ступыобрамлялисьневысокой оградойс четырьмя воротами,ориентированнымистрого по сторонамсвета.
Торана – ворота ступы особо почитались и украшалиськак выходы и входы мира.
Все резные изображенияворот ступысчитались охранными и выполнялисьмастерамиочень тщательно.
Из Индии ступывместе с буддизмомраспространились по всейЮго-восточной Азии.СтупыБирмы
СтупаШри-ЛанкиСтупаТаиланда
На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.
Выстроенныйна естественном холме,Боробудурполностью повторяеттрадиционнуюсхему мира мандалуи олицетворяетвеликую гору боговМеру,располагающуюся,по преданию,в центре вселенной.
Паломник, обходякаждый из уровней горы,проходитмимо множествабольшихи малых ступ.
Во время обхода его сопровождает множествосвященных надписей, рельефов и фигур будд.
По долинамнебольших реквысечены скальныехрамы и монастыри.Аджанта. Пещерные храмы.
На протяжениитрех вековбуддийские монахивысекалиудивительныетворения.
Частискального монастыря1. Стамбха – мемориальная колонна;2. Центральный зал храма;3. Ритуальная ступа;4. Обходная галерея вокруг ступы.
Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
Входв 19-ю пещеруАджанты.
Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
Стены многих скальныххрамов покрыты росписямина сюжеты буддийских легенд.Росписи храмов Аджанты.
Очень раносложилсяскульптурный канонизображенияБудды.Поза,определенные положениярук, ног и головы,даже положениепальцев рукбыли строгоканонизированы.
Каноническими становятсяи черты лица Будды.Будда изображалсяс миндалевиднымовалом лица,с длинными мочками ушей(знак благородногопроисхождения),третьим глазомили драгоценностью во лбу(знак духовного видения),бугром на темени(знак мудрости).
Каноничны и позыБудды.Фигура Будды,сидящегов позе лотоса,встречаетсяпо всейЮго-восточной Азии.Боробудур
Монахи любовно одевают буддв желтые монашеские одежды.Таиланд
Фигурысидящего Буддыпродолжаютсоздаватьсяи в XX веке.Таиланд.ГигантскаястатуяБудды.
И в маленькихлитыхфигуркахмастерапытаютсяпередатьсовершенствоформ Будды.
Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
Часто мастера передают внутреннее совершенство Буддыс помощью чистого цвета белого камня.
В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Буддыприобретают яркий национальный колорит.
При буддийских монастырях открыты школы, в которых монахис детства учатся создавать священные изображения.