Афинский акрополь
Греция – страна гористая. И потому крепости и святилищачасто строили на высоких скалах.
Часть города, стоящую на высокой скале, называли акрополемот греческого akros – «верхний» и polis – «город».
После разрушения персами Афинво время греко-персидских войнна месте старой городской крепостирешено было создатьновый большой храмовый комплекс.Тогдашний правитель Афин Периклпривлек к созданию Акрополялучших греческих художников.А во главе строительства поставилзнаменитого скульптора Фидия.
НемногосегодняосталосьотдревнихсооруженийАфинскогоакрополя.
В древностиакропольмогбытьтаким.
Во время большого афинского праздника «Великие панафинеи»все население города поднималось на акрополь.Их встречал храм Ники Аптерос – воздвигнутый в честьпобеды над персами.
В этом изящном ионическом храме находилась статуя Нике – Богини Победы, у которой афиняне отбили крылья,чтобы она никогда не улетала от них.
Мимо храма Ники процессия поднималасьпо ступеням Пропилей – торжественной колоннады.
За Пропилеями взорам открывалась гигантскаябронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы),созданной Фидием.Ее копье было самой высокой точкой Афин.
Сама статуя не сохранилась.До нас дошли лишь небольшой рельефс Афиной работы Фидияи римская копия его бронзовой статуи.
«Жемчужиной акрополя» называют небольшой храм Эрехтейон.Он посвящен Афине и Посейдону, которыемифические времена спорили за главенство над городом.
Удивительно асимметричный храм с разных сторонпроизводит разное впечатление.
С востокавиднастройнаяионическаяколоннада.
С запада храм выглядит как множество разнородных построек.
С юга – сплошная стена из больших камней.
Юго-западный угол украшает портик кариатид.
Карийские девы уже полтора тысячелетия смотрят на Афины.
Ритуальным и композиционнымцентромАфинского акрополяявляется храмАфины Парфенос(Парфенон).
Этот классический периптер дорического ордера стал образцомдля множества подражаний.
Расстояниемежду колоннамиПарфенонаточно вымереныархитекторамиИктиноми Калликратом.Словно шеренгаафинских гражданвыстроиласьвокруг Парфенона.
Шествие на Великие Панафинеи повторенои на мраморном фризе Парфенона.Статичность фигур подчеркиваютмногочисленные складки одежды.
Наоборот, в конных фризах мастерам удалось добитьсядинамичности фигур лошадей и всадников.Подумайте, что придает динамику этим фигурам.
Даже метопы Парфенона сохранили фрагменты рельефов.
Однаконаиболее интересныскульптурные группыс фронтонов Парфенона.Они очень умелопомещеныв треугольное обрамлениефронтона.
В центре Парфенона, в святилище, помещаласьогромная статуя Афины Парфенос.
Большая хризоэлефантиннаястатуя работы Фидиядо нас не дошла.Сохранилась лишьмаленькая римскаямраморная статуэтка,которую считаютуменьшенной копиейзнаменитой статуи.
Празднование Великих Панафиней завершалосьспектаклями в театре Диониса у подножия Акрополя.