Использование мультимедийных презентаций на учебных занятиях Автор: О. А. Булатошкина (учитель иностранного языка первой квалификационной категории, МКОУ Венгеровская СОШ №2)
Методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия; формирование адекватной мотивации к изучению; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
При использовании на учебном занятии мультимедийных технологий структура занятия принципиально не изменяется. В нем сохраняются все основные этапы, изменения могут коснуться, только их временных рамок. Следует акцентировать внимание, что степень мотивации в данном случае прогрессирует и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к обогащению недостаточных знаний, без воображения, включения фантазии, креатива и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Структурирование мультимедийной презентации способствует развитию системного, аналитического мышления. Кроме того, с помощью презентации могут быть использованы различные формы организации познавательной деятельности:, групповая, фронтальная индивидуальная.
Мультимедийная презентация оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели занятия: Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся. Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы: 1. Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса ( Тема занятия завуалированно представлена на слайдах, в которых кратко изложены направления ключевых моментов разбираемого вопроса. )2. Как сопровождение объяснения учителя (На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. )
3. Как информационно-обучающее пособие (В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний )4. Для снятия напряжения, релаксации (Для снятия напряжения, переключения внимания, используем презентации-физкультминутки, с целью снятия напряжения.)5. Для контроля знаний (Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. )
6. Для проведения тренинга (словарная работа)7. Для индивидуального обучения через mail8. Для сопровождения собственного доклада (ученики могут готовить проекты в форме презентации для ответа на занятии по необходимым разделам). 9. Для подведения итогов занятия, рефлексии : (ответ на поставленный вопрос, выводы, рефлексия).10. При использовании игровых технологий
Особенности использования мультимедиа технологии : Четкий приоритет восприятия изображения презентации над качеством изображения на доске при помощи мела;В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты; Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу занятия, с учетом способностей и личностно-индивидуальных особенностей учащихся;
Повышение уровня использования наглядности на занятии, эффективности занятия. Установление межпредметных связей.Изменение отношения к ПК. Школьники начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы. Преподаватель, использующий информационные технологии должен акцентировать внимание на логичности изложения учебного материала в презентации, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо: избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п. дать возможность успешно работать на занятии с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти. Мультмедиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. Для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов) на одном слайде может находиться информация, которая ими лучше запоминается.
Мультимедийная презентация как современное средство обучения Применение компьютерных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.
Преимущества использования мультимедийных презентаций данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных насыщенной структурированной информацией в необходимом алгоритмическом порядке. Включаются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет усвоить и воспринять информацию не только в фактографическом, но и твердо, мотивированно в ассоциативном виде в память учащихся.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности, создания целостной картины мира.
Мультимедийные средства потенциально обладают обширными возможностями, главное, чтобы это осознали ученики. Это понимание должно проявиться в заинтересованности не только учащихся, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения учебных занятий и работу по созданию условий мотивации школьников в процессе обучения.