Пояснительная записка к презентации «Основы алгоритмизации». Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Алгоритмизация» с учащимися 5-9 классов. Презентация «Основы алгоритмизации» знакомит учащихся с понятием алгоритма, его свойствами, формами представления, с исполнителями алгоритмов, их средой, основными алгоритмическими конструкциями(на примерах задач), с программной записью алгоритмов. Также с помощью данной презентации учащиеся научаться составлять блок-схемы, переводить алгоритмы на языки программирования.Эти знания и умения они смогут применить для решения различных задач при дальнейшем изучении информатики и ИКТ.
Основы алгоритмизации. Краткие теоретические сведения в помощь учителю.
Алгоритм. Определение.Свойства.Исполнители алгоритмов.Формы представления.Основные алгоритмические конструкции.
Алгоритм-это Последовательность действий,которые следует выполнить дляполучения результата поставленнойзадачи.
Свойства алгоритма: Дискретность Результативность(получение (Разбиение алгоритма результата за конечное число на шаги) шагов) Понятность(каждый шаг Массовость(использованиеалгоритма должен быть алгоритма для решения понятен исполнителю) однотипных задач) Точность(указание последовательности шагов)
Исполнитель алгоритма — это Некоторая (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом. Например: человек, компьютер и т.д.
Исполнителя хаpактеpизуют: Сpеда. Система команд. Элементаpные действия. Отказы.
Сpеда (или обстановка) — это "место обитания" исполнителя. Напpимеp, для исполнителя Pобота из школьного учебника сpеда — это бесконечное клеточное поле. Стены и закpашенные клетки тоже часть сpеды. А их pасположение и положение самого Pобота задают конкpетное состояние среды.
Каждый исполнитель может выполнять команды только из некотоpого стpого заданного списка — системы команд исполнителя. Для каждой команды должны быть заданы условия пpименимости и описаны pезультаты выполнения команды.
Элементарные действия. После вызова команды исполнитель совеpшает соответствующее элементаpное действие.Отказы.Отказы исполнителя возникают, если команда вызывается пpи недопустимом для нее состоянии сpеды.
Пример словесного алгоритма: Алгоритм приготовления настоя шиповника:1.Столовую ложку сушенных плодов шиповника измельчить.2.Залить стаканом кипящей воды.3.Кипятить 10 минут на слабом огне.4.Охладить.5.Процедить.
Основные алгоритмические структуры. Линейный алгоритм Алгоритм с повторением(следование) (циклический) Разветвляющийся алгоритм(ветвление)
Стандартные фигуры, используемые при составлении алгоритмических структур : - начало(конец) алгоритма - действие - проверка условия - ввод или вывод данных
Линейный алгоритм(следование, когда команды выполняются строго одна за одной). Пример: Даны два числа. Вычислить их сумму.
Разветвляющийся алгоритм (ветвление, когда в алгоритме содержится какое-либо условие и приходится делать выбор действий в зависимости от этого условия).
Полная форма разветвляющегося алгоритма: Пример: Вычислить по формулам значенияY, если известен X. 2X+1, если X>23X-5, если X<=2
Сокращенная форма разветвляющегося алгоритма: Пример: Вычислитьсумму положительных чисел.
Пример: Найти сумму чисел, меньших 10. Алгоритм с повторением(циклический), когда одни и те же действия выполняются несколько раз при определенном условии
Пример алгоритма на языке программирования QB 4.5. Даны длина и ширина прямоугольника. Вычислить площадь и периметр фигуры. CLSINPUT “Введи 2 величины:”,a,bP=(a+b)*2S=(a*b)PRINT “Периметр =”;PPRINT “Площадь =”;S
Заключение: Познакомившись с основами алгоритмизации учащиеся смогут применить полученные знания для решения различных задач на уроках ИКТ и информатики.