Формирование умений и навыков в процессе обучения географии Работу выполнила Учитель географии МОУ «СОШ №105» Забалуева Л.Д.
Цель исследования – рассмотреть проблему формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений на уроках географии.Гипотеза исследования: педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни –вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.
Учащихся необходимо научить:• основам организации собственной учебной деятельности;• способам поиска, переработки и представления информации;• приемам и методам умственного труда; • основам коммуникативных умений.
Общеучебные умения и навыкиУчебно-организационные умения и навыкиУчебно-логические умения и навыкиУчебно-информационные умения и навыкиУчебно-коммуникативные умения и навыки
Учебно-организационные умения и навыки6 класс: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.7 класс: Ставить учебную задачу под руководством учителя.8 класс: Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи.9 класс: Ставить учебные задачи.
Учебно-логические умения и навыки6 класс: Выделять главные, существенные признаки понятий.7 класс: Выявлять причинно-следственные связи.8 класс: Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.9 класс: Владеть навыками анализа и синтеза.
Учебно-информационные умения и навыки6 класс: Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях.7 класс: Классификация и организация информации.8 класс: Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах.9 класс: Создание собственной информации и еёпредставление в соответствии с учебными задачами.
Учебно-коммуникативные умения и навыки6 класс: Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.7 класс: Выслушивать и объективно оценивать другого.8 класс: Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы.9 класс: Вести полемику, участвовать в дискуссии.
Все предметные географические умения можно объединить в четыре большие группы:1 умения работать с географическими картами и моделями Земли;2 умения ориентироваться на местности;3 умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);4 умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений.
Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далеек пониманию;применению знаний в знакомых и новых условиях;оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания.
Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения.
Список литературы. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2009.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2009.Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. Есина Е.В. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.Косихина О.С. Теоретические основы системно-структурного подхода к усвоению знаний // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С. 79-80.Потапова М.В., Шахматова В.В. Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников // Физика в школе. - 2008. - № 8. - С. 35-42.Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008.