Высшая нервная деятельностьОсобенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад
Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.Первая и вторая сигнальная системаФормирование динамического стереотипаСознание как специфическое свойство человека.Особенности бессознательных подсознательных процессов.
Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека.Задачи:Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.Формировать умения сравнивать.
Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
Социальные факторы антропогенезаКоллективная трудовая деятельностьОбщение – РечьСознание
Первая сигнальная системаОщущение – воздействие на рецепторВосприятие – основа представленийОбраз
«Рефлексы головного мозга» 1863 г.Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системыСеченов И. М.1829-1905 г.г.
Принципы рефлекторной теории Принцип причинности: нервные явления не происходят без причиныПринцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системыПринцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
Сеченов утверждал:Что рефлексы головного мозга включают три звена:Возбуждение в органах чувствПроцессы возбуждения и торможения в мозгуДвижения и действия человека, т.е. поведение
Павлов И. П. - основоположник физиологии поведения. Открыл вторую сигнальную системуПоведение – это сочетание условных и безусловных рефлексовСоздал учение о безусловных и условных рефлексах
Образование условных рефлексов.Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
Запечатление - связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведенияЗначение:Запоминание родителей;Перенимают навыки поведения;Формирование личности человека;
Вторая сигнальная система:Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов. Слова формируются в процессе общенияСлово – мышление – познание.
Динамический стереотипОбъединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.Основа поведения человекаПрепятствуетпреодолению вредных привычек.
Сознание – высший уровень развития психики.Сознательная деятельность:Составляет план.Обдумывает способы осуществления плана.Опирается на опыт других людей (или советуется).Добивается поставленной цели.
Процессы сознанияУ человекаПамять.Воображение Мышление У животныхРассудочная деятельностьКонкретное мышление
Рассудочная деятельность животных
Доминанта Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе Пример: а) сосредоточение внимания, б) способность человека к волевым усилиям.
Подсознательные процессыЭто все процессы доведенные до автоматизма.
Формирование навыковОбучение (чему-либо)Активный сознательный процессВыполнение без участия сознания, т.е. автоматически.
Сигнальные системы действительности
Домашнее задание Параграф 31.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М., «Просвещение»,1984Подготовить сообщение или презентацию на тему «Люди науки»: о жизни и деятельности ученых, участвовавших в становлении отечественной науки.