Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания
Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой.Основные проявления высшей нервной деятельности: МышлениеРечьПамятьВниманиеЭмоции Воля
Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами.Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.По характеру задач: теоретическое, практическоеПо степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).
Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части.Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое.Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними.Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам.Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления.Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена.В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.
Внешняя Общение между людьми при помощи разговора.Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер.Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкциейПисьменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа.Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники.Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная.По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная.По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная
Выявление объёма кратковременнойпамяти В течении 1 минуты внимательно прочитайтепредложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, закаждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей исделайте вывод.
Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт
СТОП
Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт
Определение характеристик объёма памяти
Опыт №2Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительнойпамяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названныхправильно.
Рисунок №1
Рисунок №2
стоп
Проверка
Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично70 – 90 % - очень хорошо50 – 70 % - хорошо30 – 50 % - удовлетворительно10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо
Опыт №3Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисункуна котором изображена проекция усечён-ной пирамиды в течении 30 секунд. Прикаждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча –ния опыта результат удваиваете и сравниваетес таблицей.
СТОП
Оценка характера устойчивости внимания