Тема урока:Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
Цели урока:Доказать взаимосвязь организмов с окружающим миром, благодаря органам чувств;Проследить эволюцию органов чувств животных;Усвоить ведущие понятия о взаимосвязи органов и систем органов в организме.
Проверка домашнего задания:1. Что такое рефлекс?2. Какое строение имеет нервная клетка?3.Как усложнялась нервная система в процессе эволюции?
Рефлекс – этоответная реакция организма на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы.
Нервные клетки имеют звездчатую форму и тонкими отростками соединяются между собой, образуя нервную сеть.
От парных головных нервных узлов у плоских червей, нервных узлов у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих до головного и спинного мозга у позвоночных животных.
Органы чувств:Равновесия;Зрения;Осязания;Обоняния;Слуха;Химической чувствительности.
ПростейшиеВся поверхность тела (амеба, инфузории);Светочувствительный глазок (эвглена зелёная);Химическое восприятие солености воды ( у инфузорий)
КишечнополостныеКожно – мускульные клетки, вызывающие сокращение тела.
Плоские червиПростые глаза;Органы осязания и равновесия.
Круглые червиОрганы чувств развиты слабо:На головном конце тела имеются светочувствительные сосочки и маленькие щелевидные углубления – органы равновесия.
Кольчатые червиПо всему телу разбросаны чувствительные клетки.
МоллюскиОрганы равновесия;Химического чувства;Глаза;Органы осязания.
РакообразныеСложные глаза, состоящие из простых глазков;Передние усики – орган равновесия;Органы осязания и химического распознавания – волоски и щетинки по всему телу.
ПаукообразныеПростые и сложные глаза;Волоски на конечностях – осязание;Углубления покровов тела – химическое равновесие.
Насекомые Сложные глаза (фасеточное зрение);Органы равновесия;Органы обоняния;Органы осязания;Органы вкуса;Органы слуха.
РыбыБоковая линия;Зрение;Слух;Вкус;Обоняние.
ЗемноводныеЗрение – выпуклая роговица, линзовидный хрусталик, мигательная перепонка;Среднее ухо;Наружные и внутренние ноздри;
ПресмыкающиесяГлаза, способные четко различать предметы на различных расстояниях;Внутреннее и среднее ухо;Осязательные волоски на чешуйках тела;Органы обоняния и вкуса находятся в ротовой полости.
ПтицыВзаимосвязь строения головного мозга с органами чувств:Монокулярное зрение;Среднее и внутреннее ухо;Мозжечок – орган равновесия;Ноздри – орган обоняния.
МлекопитающиеБинокулярное зрение;Наружный слуховой проход и ушная раковина;Чуткие органы обоняния – передние и задние обонятельные отделы носовой полости;
Закрепление изученного1. Какая примета, связанная с определением погоды, демонстрирует метеочувствительность дождевых червей?2. Где у мухи находятся органы вкуса?3.Какие примеры чуткого слуха, обоняния, зрения вы можете привести из жизни млекопитающих?
Выводы по уроку:Организм животного может существовать только при условии регуляции своей деятельности;Органы чувств усложняются по мере усложнения организации животных;Организмы взаимосвязаны с окружающим миром благодаря органам чувств;Органы чувств взаимосвязаны с системами органов в живом организме.
Домашнее задание:параграф №44, работа в печатных тетрадях.