Развитие и использование остаточного зренияБражаева Ольга Вячеславовна
Остаточное зрение – очень низкое зрение.Каким бы ни было низким зрение, оно весьма ценно для человека. Поэтому сохранить его, а в некоторых случаях и улучшить – чрезвычайно важная задача.
Есть ли зрение у новорожденного?Этот вопрос обычно часто интересует родителей. Проверить наличие зрения у ребенка весьма просто. Так, если зрачки на свету у него сужаются, а в темноте расширяются, значит ребенок видит, если такой реакции зрачков нет – зрение отсутствует.
В 2-3-месячном возрастеу ребенка, имеющего зрение, образуется условный рефлекс – смыкание век при приближении к лицу ребенка какого-либо предмета, а также появляется реакция слежения глазами за передвижением светящегося предмета.
К 6-му месяцу жизниребенок довольно активно реагирует на появление знакомых лиц. С возрастом происходит дальнейшее формирование и совершенствование зрительных функций.
Охрана остаточного зрения В целях охраны остаточного зрения большое значение имеет создание благоприятных гигиенических условий как в тех детских учреждениях, где находится ребенок, так и дома.
Пять методик по системе Л.П. Григорьевой В нашей стране Л.П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.
Первая методика (по Е.Н. Соколову)представляет собой дозированную ритмическую стимуляцию глаза (с частотой в 1 герц), которая облегчает синаптическую проводимость нейронной сети и приводит к повышению разрешающей способности глаза.
Вторая методиканаглядно-действенная – обеспечивает экстериоризацию ориентировочно-исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия. Эта методика формирует фундаментальные свойства восприятия — предметность, целостность, структурность, константность.
Третья методиканаглядно-образная – формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, классификация, вербальный логический анализ.
Четвертая методика наглядно-образная, построенная для компьютерного использования, – создает условия для развития перцептивных действий с информационными моделями, а также для чтения плоскопечатного текста. Она позволяет гибко, в соответствии с индивидуальными особенностями зрения, реализовать требования коррекционной эргономики: применяются такие характеристики объектов, как четкий контур (до 60- 80 %), оптимальные угловые размеры (до 2-3 %), насыщенность цветов.
Пятая методикакинопроекционная – создает возможности для развития таких зрительных функций, как конвергенция, бинокулярное зрение, развитие глазных движений.
Виды наглядных пособий. Натуральные наглядные пособияОбъемные наглядные пособияДидактические игрушкиИзобразительные наглядные пособияГрафические наглядные пособияСимволические наглядные пособияРельефные наглядные пособия
Наглядность – основной элемент образовательного процессаДля развития и коррекции недостатков зрительного восприятия слабовидящим детям требуется специально организованное обучение. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром.