Урок №2 Сущность жизни и свойства живого вещества. 900igr.net
Цели: Расширить знания учащихся об основных свойствах живого вещества, чертах сходства и отличия живой материи от неживой; сформировать знания об уровнях организации живой природы; продолжить развитие умений работать с текстом, составлять схемы и таблицы.
План урока Организационный момент. Проверка знаний по теме: «Биология: предмет, задачи, методы исследования связь с другими науками. Значение биологии». Изучение новой темы. Рефлексия.
Задание № 1: Заполните таблицу: Биологические исследования Наука Объект исследований
Задание № 2 О каком методе исследования идет речь: 1.Собирание и описание фактов 2.Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления. 3. Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели 4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия 5. Выявление закономерностей появления и развития организмов. 6.Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Ответ: 1. описательный 2. экспериментальный 3. моделирование 4. сравнительный 5. исторический 6. наблюдение
Что такое жизнь? Ф.Энгельс:”Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. В это определение вошли два важных положения: 1)Жизнь тесно связана с белками. 2)Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь. М.В.Волькенштейн определяет это понятие так: “Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.
Проблемный вопрос: Почему понятие «ЖИЗНЬ» является трудноопределяемым в науке?
Критерии жизни: Единство химического состава Обмен веществ Cамовоспроизводение Наследственность, изменчивость. Рост и развитие Саморегуляция Раздражимость Движение Приспосабляемость Дискретность Ритмичность
Уровни организации жизни: Биосферный Биогеоценотический Популяционно – видовой Организменный Ткано – органный Клеточный Молекулярный
Рефлексия: Почему существует множество понятий «ЖИЗНЬ», но нет ни одного краткого и общепринятого? Выделите основные признаки понятия «Биологическая система». Согласны ли Вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в 21 веке? Ответ обоснуйте.
Вопросы: Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации? Назовите биологические макромолекулы, входящие в состав живых систем? Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи.
Домашнее задание