Доказать важность составляющего ЗОЖ: Правильный режим дня Физическая активность Общая гигиена организма Закаливание Отказ от вредных привычек
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека Цели: познакомиться с понятием «биоритмы», их влиянием на уровень деятельности человека; определить свой тип работоспособности.
Ритмичность – основное свойство живой природы. Приведите примеры различных колебаний человеческого организма
Какие изменения природной среды вы наблюдаете и знаете?
Биологические ритмы (биоритмы) – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах и природной среде Процессы: Сердцебиение; смена рабочих и выходных дней; сон и бодрствование; дыхание; лунные; питание; выделение; физиологические; возрастные периоды; смена времен года; возрастные кризисы; труд и отдых; смена температурного режима и продолжительности светового дня; открытие новых ресурсов организма; покой и движение; смена труда и отдыха в году; гигиенические процедуры.
Суточная работоспособность человека Недельные биоритмы
Влияние Луны (приливы и отливы на морях и океанах; полнолуние и новолуние). Смена сезонов года (изменение количества энергии, поступающей от Солнца). Возрастные биоритмы – изменение особенностей человеческого организма, его психики и деятельности в разные возрастные периоды (связано с возрастными кризисами)
Всё подчинено биоритмам
Тип работоспособности человека Сон: 7-8 ч – смертность минимальная; более 10 ч – смертность повышается в 1,5-2 р; менее 4 ч – смертность повышается в 2,5 р. Работоспособность: наивысшая: 10-12 ч; 16-18 ч; 24-01 ч; 05-06 ч наименьшая: 14 ч; 01-03 ч
Тест «Что вы за «птица»? 1. Трудно ли вам вставать рано утром: а) да, почти всегда; б) иногда; в) редко; г) крайне редко. 2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать: а) после 1 часа ночи; б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи; в) с 22 часов до 23 часов 30 минут; г) до 22 часов.
Тест «Что вы за «птица»? 3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения: а) плотный; б) менее плотный; в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом; г) достаточно чашки чая или кофе. 4. Если вспомнить ваши последние размолвки в школе и дома, то преимущественно в какое время они происходили: а) в первой половине дня; б) во второй половине дня. 5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью: а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чая.
Тест «Что вы за «птица»? 6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи во время каникул: а) очень легко; б) достаточно легко; в) трудно; г) остаются без изменения. 7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком: а) более чем на 2 часа; б) на 1—2 часа; в) меньше чем на час; г) как обычно. 8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? а) меньше минуты; б) больше минуты.
Тест «Что вы за «птица»? Если в сумме вы набрали: от 1 до 7 баллов, вы - "ЖАВОРОНОК". от 8 до 13 баллов - аритмик, или "ГОЛУБЬ" от 14 до 20 баллов - "СОВА". Вопрос/ вариант ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 А 3 3 3 1 2 0 3 0 Б 2 2 1 0 0 1 2 2 В 1 1 2 - - 2 1 - Г 0 0 0 - - 3 0 -