ТРИЗеорияешениязобретательскихадач
Будущее нельзя предвидеть, но его можно изобрести
Цель ТРИЗ: Создание эффективной технологии изобретательства
ТРИЗ позволяет: Решать задачи,Выявлять новые,Прогнозировать развитие техники,Совершенствовать работу конструкторов, технологов,И другое.
Области использования ТРИЗ: В науке - для решения исследовательских задач и выработки новых концепций,В педагогике и психологии – для формирования творческой личности.
Основное направление деятельности: применение ТРИЗ для массового и эффективного решения творческих задач, а также творческого обучения и воспитания, формирующего в человеке неагрессивную творческую личность
Качества творческой личности: Способность смело выбрать Достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать её главным вектором своей жизни,Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели,Способность работать планомерно. Наличие пакета рабочих планов на неделю, месяц, год. Регулярное выполнение этих планов,Высокая работоспособность,Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему,Способность отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар».
Методики РТВ: Методика разрешения противоречий,Методика придумывания пословиц,Методика придумывания загадок,Методика сочинения сказок,Приёмы фантазирования,Фантограмма
Методика разрешения противоречий Противоречие – ситуация, при которой любое изменение системы и её частей и хорошо, и плохо одновременно.Задача. Как в присутствии полицейских раздать приглашения на тайное совещание?1. Если раздать всем, то (+) получат все, но (-) узнают полицейские.2. Если раздать только тем, кто должен прийти, то (+) получат те, кто должен прийти, но (-) увидят полицейские.
Изобретение идеальной книги: Найти противоречия:Если книга рукописная, то:+ произведение искусства - дорогая,Если страницы глянцевые, то:+ …- …И т. д.Вывод: идеальная книга должна быть…Назад
Методика придумывания пословиц Данная методика позволяет детям самостоятельно сделать вывод и извлечь несколько уроков.При создании пословиц используется раскадровка, где каждый следующий кадр вытекает из предыдущего.Пословица состоит из двух частей:
Методика сочинения сказокИспорченные сказкиСказки от слова «почему?»
Сказки от слова «Почему?»Схема сказкиБылоСтало
Методика придумывания загадок Форма: 1)Как …, но… 2)Сказал бы: «…», но не…Пример: Как жемчуг, но дешёвый, Как бисер, но крупный, как яйцо, но не разобьёшь.(Шарик для пинг-понга)
Форма: 1) …, но не… 2)…, как …Пример: Рассказывает, но не человек,Учит, но не учитель,Молчит, но не рыба.(Книга)
Пример:За воротами кирпич,В кирпиче – белые двери,На дверях – букашки.(Книга)На высоком полу железная рука,В железной руке тонкая чаша,В чаше той прозрачная сосулька,А внутри сосульки волос горит.(Настольная лампа)
Пример:Один бочонок на восьми веточках.(Паук)Четыре расписных опахала,Две антенны.(Бабочка)
Системный оператор
Пример:Система – бык,Подсистемы :Туловище – бочка,Голова – кирпич,Хвост – веник,Ноги – колышки,Уши – тряпочки.Получилась загадка:Бочка на столбах,На бочке – трава,Спереди у бочки – кирпич, а сзади веник прикручен,На кирпиче две тряпочки и уголёк,Всё на двух парах колышек стоит.
Приёмы фантазирования Увеличить – уменьшить:Великан-КрохаЧто хорошо, что плохоНаоборотСистема Свойства Антисвойства АнтисистемаУскорение - замедление
Фантограмма – таблица, в которой по вертикали универсальные показатели, по горизонтали – приёмы фантазирования
Преимущества ТРИЗ: Не требует больших затрат времени,Можно использовать в традиционной системе обучения,Развивает фантазию, воображение у детей,Вселяет уверенность в своих силах.
Применение ТРИЗ: На уроках чтения и окружающего мира,На кружке «РТВ»,На родительских собраниях,На внеклассных занятиях.