Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей. Фрэнсис Бэкон
Основные направления в понимании сути взаимодействия человека и природы
В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.Оно присутствует в общественном сознании, начиная с классической античности, и приобретает центральное место в идеологии Нового времени.
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.5. Этические нормы и правила действуют только в мир людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
1. Бог царство священного и таинственного олицетворяет природу. 2. Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.3. Бог предоставил человеку управление природным миром.4. Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.5. Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телеологии: рациональная жизнь гарант существования природы; неразумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддержания наделенного разумом человека.
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в трудах «Капитал» и «Диалектика природы»(на рубеже XIX и XX вв.)С позиции диалектического материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии отменить или изменить законы природы — они объективны и действуют помимо его воли. Человек не может господствовать над природой, он принадлежит ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс писал: «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье».
Направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии.В идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтернативный взгляд на природу:вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целомон низводит человека с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизниутверждается духовная самоценность всего, что есть в природечеловек должен признать эту самоценность и не вмешиваться своей деятельностью в естественный ход событий
При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой общие черты. В них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основных способов существования человека: обладания и бытия, осуществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». Э. Фромм приводит два стихотворения. Первое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:Возросший средь руин цветок, Тебя из трещин Древних извлекаю,Ты предо мною весь вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони. Ты мал, цветок, но если бы я понял,Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,Тогда я Бога суть и человека суть познал бы. Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:Внимательно вглядись! Цветы «пастушьей сумки» Увидишь под плетнем!
Сегодня находит отражение реализация идеи гармонии человека с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы нынешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый живым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В. Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.И.В. Гёте «Нашел»Бродил я лесом... В глуши его Найти не чаял Я ничего.Смотрю, цветочек В тени ветвей, Всех глаз прекрасней, Всех звезд светлей. Простер я руку, Но молвил он: «Ужель погибнуть Я осужден?»Я взял с корнями Питомца рос И в сад прохладный К себе отнес. В тиши местечко Ему отвел,Цветет он снова, Как прежде цвел.
Спасибо за внимание