Технология кейсов Селицкая Виктория Валерьевна,учитель русского языка и литературыГБОУ Гимназии № 196,методист ГБОУ ДППО ЦПКС «ИМЦ Красногвардейского района»
История В образовательном процессе кейс-технология используется более 100 лет, но в современной образовательной практики России продолжает считаться инновационной.Впервые – в 1908 году в Гарвардской бизнес-школе.Вначале распространяется в профессиональном образовании, затем –в школьном.
Терминология Кейс (Т.С.Терновская) – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребована в условиях ФГОС ООО.Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.
Дидактические принципы Индивидуальный подход (каждый будет использовать собственные возможности, дополняя и развивая суждение группы);Вариативность (опора на разнообразный материал и способы его обработки);Обеспечение обучающихся широким набором наглядности;Прагматизм в обучении ( при работе с кейсом восприятие обучающегося направлено прежде всего на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопосы;Активность обученияУмение работать с информацией;Успешность в обучении;Проблемность, опора на конкретные задачи, возникающие в реальной практике.
Кейс - технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Типология (виды и функции кейсов, примеры) Тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров - РР);Обучающий(овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов - теория литературы);Аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);Исследовательский (получение нового знания относительно развивающихся объектов – исследовательский проект);Систематизирующий (систематизация ситуационного знания – разнообразные статистические материалы – например, частотности употребления суффиксов имен существительных);Прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).
Этапы урока Подготовительный ( учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия);Ознакомительный – знакомство, информация (на данном этапе происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления);Аналитический – обсуждение, резолюция (анализ ситуации в группе, процесс выработки решения, составляющий сущность метода, он ограничен во времени);Итоговый – диспут, сопоставление итогов (заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).
Приемы и стратегии Прием «Гипотеза»Прием «Стена»Стратегия «IDEAL»Cтратегия «Мозговая атака»Прием «Софт-анализ»Прием «SWOT – анализ»Прием «Цветок лотоса»
IDEAL I – выделите в тексте проблемуD – опишите ее (выявите суть)E – определите варианты подходов к решению проблемыA – действуйте (решайте)L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы
Прием «SWOT – анализ»
Прием «Цветок лотоса»8 способов решения проблемы
Схема создания кейса Определение раздела учебной программы;Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работ над кейсом;Определение проблемы ситуации (ситуация – жизненная, учебная или научная) и создание обобщенной модели;Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;Определение источников и методов сбора информации;Выбор техник работы с данным кейсом;Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);Создание заданной модели;Апробация в процессе обучения.
Виды кейсов Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным.Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).Видео - кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Структура Кейс – это единый информационный комплекс. Теория - вспомогательная информация, необходимая для анализа кейсаПрактика (примеры) - описание конкретной ситуацииЗаданияРефлексия
Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося;распределение обучающихся по малым группам (4-6 человек);знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков;работа с кейсом;организация презентации решений в малых группах;организация общей дискуссии; обобщающее выступление, анализ ситуации;оценивание обучающихся.