Развитие высших психических функций на логопедических занятиях с помощью «Тактильных дощечек» Выполнила учитель-логопед «Школы-интерната VI вида» Михайлова О.А.
Использование тактильных дощечек. Цель-развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; тактильной памяти, развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения.
Тактильная память это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» — развитие тактильной памяти.
Материал для тактильных дощечек: мех(натуральный и искусственный), фольга, воск от свечи, разнообразная ткань, спички, крупа ,веревки, шнурки и т.д.
Этапы работы по тактильным дощечкам Этап №1 - Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.Этап №2 - Вложить в руку ребенка тактильную дощечку с установкой ее потрогать.Этап №3 - Спросить у ребенка, что это ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, медведя, зубастого волка, колючего ежа).Этап №4 - Дать установку ребенку, чтобы он открыл глаза и еще раз пощупал (погладил) дощечку уже с открытыми глазами.
Игра №1: - Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от1 до 10.- Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть ребенок запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат.- Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
Игра №2: Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность?Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть фантазирует!
Игра №3: У ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый и т.д. Дети с удовольствием играют в смешные «представлялки».
Игра №4: Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать, задавая вопросы.
Игра №5: Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему.Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д.Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые ит.д.Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.
Изучение темы “Парные звонкие и глухие согласные”. При произнесении звука одновременно прикасаться к разным поверхностям “тактильных” дощечек (мех – наждак и т.д.) в поисках сходства, аналогии;
Лексическая тема «Насекомые». Прилетела пчелка Майя. Потрогайте у неё животик, какой он на ощупь? Найдите такую же дощечку.