Обучающее изложение по тексту К.Паустовского «Шкатулка проснулась»
Сегодня мы пишем изложение о старой музыкальной шкатулке. Нам нужно понять, какую мысль хотел донести до нас К.Г.Паустовский, каким жизненным опытом поделиться.
С творчеством Паустовского вы уже знакомы. Читали его рассказы: «Резиновая лодка» «Подарок» «Правая рука» «Кот Ворюга» «Заячьи лапы» и др.
Паустовский много путешествовал по родной стране. Особенно любил он Мещерский край. Не одно лето прожил он в мещерском селе Солотча, недалеко от Рязани. Он жил в большом старом доме, где написал многие книги. Здесь случались всякие веселые истории. Здесь нашли на чердаке музыкальную шкатулку, «завели ее, но она не играла»
Словарная работа Ходики –простейшие настенные часы с маятником и гирями
Мелодия- последовательный ряд звуков, создающий мотив, напев Изумление – сильное удивление
Обратите внимание переливающийся стеклянный как-то какая-нибудь многолетний таинственный неожиданно как мы ни бились
Чтение текста Упр. 275 ( с.175 )
Б Е С Е Д А по С О Д Е Р Ж А Н И Ю (Игра шкатулки. Как играла шкатулка. Неожиданная мелодия) -Зачем Паустовский рассказал об этом случае? (Чудесный звон- большая радость для тех, кто жил в этом доме в ту пору, когда исчезли прежние радости: уже нет теплых дней, день короток, а вечер длинный-длинный, и, может, за окном моросит холодный нескончаемый дождь)
Какого типа речи наш текст? -Докажите это. (в тексте говорится о действии, о развитии действия. Текст начинается характерным для повествования словом КАК-ТО. Случилось что-то необычное, интересное. Это игра шкатулки. Случай описан полностью, содержание исчерпано, текст закончен) -Озаглавьте. (Музыкальная шкатулка. Шкатулка заиграла. Шкатулка проснулась
Работа над планом 1. Раздался звон, и полилась мелодия. 2. Это заиграла шкатулка. 3.Шкатулка играла долго. 4.Шкатулка замолчала.
Языковой анализ текста
1-е предложение характерно для повествования: в нём указывается время и место действия. Автор заботливо уточняет время: поздней осенью. В этом есть надобность: это глухое, невеселое, трудное для человека время, чтобы оценить неожиданную радость. НЕ случайно указывается, что старый дом был гулким: мы сразу себе представляем, как он «усиливал» звучание музыкальной шкатулки. Вторая половина предложения (…будто кто-то…) хорошо передаёт ощущение слушавших: сначала звуки шкатулки не составляли для них мелодии, но позже, когда к звукам прислушались, они стали восприниматься как мелодия.
Мелодия была негромкой( слова маленькие молоточки, колокольчики), но хорошо была слышна, потому что это был гулкий дом, а она была неожиданной и её хотели слышать. Мелодия полилась ( подчеркивается её свобода и непрерывность) Автор делает всё возможное, чтобы сосредоточить наше внимание на возникшей мелодии. Этого требует от него идея текста.
Во 2-м абзаце дается объяснение, отчего возникла эта мелодия. Автору представляется, что это живая шкатулка, которая проснулась после многолетнего сна. Хорошо, коротко сказано: « В первую минуту мы испугались».О том, что недосказано в предложении, мы догадываемся: а потом пришли в себя, успокоились. Догадаться нам помогают слова в первую минуту. Слушатели не знали, отчего проснулась шкатулка, и поэтому можно только предположить: «Очевидно, в шкатулке соскочила какая-то пружина». Нам важно другое – то, что шкатулка играла.
Далее говорится, как шкатулка играла. Она играла долго, с перерывами, наполняла дом таинственным звоном. Словом наполняла опять подчеркивается мысль о необычности мелодии и том, что слушают её с особым вниманием. «Даже ходики притихли от изумления» - это преувеличение (гипербола)
4. Завершение отрывка немного грустное. Шкатулка проиграла..свои песни. Она замолчала. Заставить её играть снова не смогли. Не просили шкатулку, не налаживали, а заставляли, чтобы её песни снова преобразили жизнь в старом доме.
В этом маленьком тексте показано, как дорога человеку красота, как она особенно ценится в минуты грустные или трудные и как нужно оберегать, хранить эту красоту. Прекрасное помогает человеку быть лучше, дарит ему истинное счастье.
Повторное чтение текста. Задача учеников: передать только то, что имеется в тексте, не выходя за его рамки, не включая в изложение материал вступительной беседы.
Написание изложения
Использованная литература Пленкин Н.А. Обучающее изложение в IV классе по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась» - «Русский язык в школе» 1980 г. № 4,с.28-31