Практика стратегирования и проведения стратегических сессий – рамка институализации Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е. АНО по городскому и региональному развитию «УРБЭКС-развитие» 23 февраля 2013 г.
Последовательность изложения Стратегический подход. Стратегирование развития территориальных объектов. Стратегические сессии в рамках стратегирования. Стратегирование и формат стратегических сессий – взаимосвязь процессов технологизации, социализации и институализации.
I. Стратегический подход Стратегический подход задается как совокупность характеристик стратегического мышления, а не в рамках распространенного стратегического планирования сугубо экономического толка (в плане существующих школ, моделей, инструментов): Основополагающая идея - идея развития, а не роста. Совокупность средств практического полагания Будущего (во взаимосвязи Прошлого-Настоящего-Будущего). Стратегическое позиционирование.
Идея развития
Стратегирование как система средств управления развитием СТРАТЕГИРОВАНИЕ - не отдельное средство, а совокупность и системная стяжка средств управления РАЗ_ВИТИЕМ (не линейного представления и конструирования Будущего (во взаимосвязи с Прошлым и Настоящим) :
Цикличная организация задействования средств управления
Триединое задействование средств стратегирования
Система управления реализацией стратегии
II. Стратегирование развития «территориальных» объектов Развитие на разном уровне (муниципальном, региональном, межрегиональном) – разная фокусность Территориальное развитие (на муниципальном и региональном уровне) Пространственное развитие (вне административных границ)
Понятийные представления о «территориальности» и территориально- «посаженных» объектах смысловой «круг» понятий: «земля» - «пространство» - «территория» - «регион».
Полагание территориальных объектов
Принципы стратегирования территориальных объектов Принцип междисциплинарности, синтеза знаний и комплексирования существующих подходов и их сборки применительно к организации территориальных типов объектов, в данном случае региона в его системной выделенности (организованности).(особый алгоритм соотнесения ). Принцип целостности и системной организации: город/регион как совокупность разных вложенностей целого и частей, процессов его развития (во взаимосвязи внутреннего устройства и внешней встроенности в агломерационную, региональную и прочие системы посредством масштабирования). Принцип взаимосвязи пространственных (концентрация/деконцентрация; центрирование/децентрирование и пр.) и временных (линейные, цикличные) параметров развития. Системно-целостное представление территориально-«посаженного» объекта стратегирования во взаимосвязи с его пространственно-временным полаганием.
Организация хода разработки стратегии
Ситуация необходимости использования интерактивного формата в стратегировании развития территориальных объектов - Присутствие разных представителей «территории «(стейхолдеров). Многоаспектность объекта и его сложность (город, район регион). Не предметная действительность рассмотрения как объекта , так и процессов развития. Организационно-управленческая действительность стратегирования.
III. Стратегическая сессия в процессе стратегирования стратегическая сессия поводится в дискретном режиме – в соответствии с этапами стратегирования. Пролонгированный ряд из пяти стратегических сессий (по два дня) в рамках разработки стратегии, с разным функциональным наполнением каждой из них (в соответствии с технологическими фазами этапа разработки стратегии). интерактивный формат сессии. процессная форма организации: Самоопределение Позиционирование Понятийная проработка – как элемент образовательной линии Графическая фиксация Пространственно-временная организация работы (в группе / общие обсуждения) Организация коммуникации Рефлексивное осмысление
Стратегическая сессия: назначение Стратегическая сессия как интерактивный элемент стратегирования, который связывает в публичном пространстве разные этапы стратегирования и их отдельные фазы, в частности, на этапе разработки стратегии. Расширение временных горизонтов – временной «лифт» (стяжка Прошлого-Настоящего-Будущего). Стратегическая сессия как площадка для совместного осмысления участниками текущей ситуации (во взаимосвязи с Прошлым) и полагания Будущего - перспектив и шагов городского развития, вариантов соорганизации и совместных действий. «Закрепление» результатов стратегирования на участниках (в том числе в ходе последующей работы инициативных рабочих групп по направлениям развития города). Городская стратегическая ассамблея как преемник стратегической сессии на этапах реализационного запуска и реализации стратегии.
Позиционирование в ходе стратегирования (в том числе на стратегической сессии) Трансцендентное самоопределение участников сессии для обеспечения соразмерности себя Городу и позиционирование участников стратегической сессии - в позиции Горожанина (при разработке городских стратегий в дополнение к позиции жителя) -содержит больший потенциал креативности и ответственного участия в реализации стратегии - и Стратега (как необходимое условие реализации исторического и социокультурного самоопределения). Позиционирование в деятельностных позициях (проектных, управленческих, экспертных и других) применительно к не только к разработке, но и реализации стратегии развития города в определенных направлениях. Социальное позиционирование (власть, бизнес и общественность) с выделением обобщенных позиций "стейкхолдера" (фигур, «удерживающих жезл управления развитием») или «агента развития» (с акцентом на активную деятельность в ходе реализации стратегии). Организационные позиции: управитель-организатор, методолог разработки, взаимосвязей различных подрядчиков и представителей Заказчика, сборщик-интегратор полученных продуктов, игро-технолог (стратегические сессии), виртуальный менеджер (организатор интерактивного сайта и обсуждения), линейный подрядчик - ведение отдельных сущностных линий и их организация.
Позиция стратега и закрепление в ней стратегического мышления
Связующая роль позиции «стратега» возможно сопряжение социально-экономических и территориально-пространственных аспектов развития, разных видов стратегирования (территориального, отраслевого, кластерного и пр.), обеспечение комплексного развития территориальных объектов;. за счет процедур масштабирования, свойственных стратегическому позиционированию, осуществляется связь разных уровней стратегирования (муниципального, регионального, страновом), включая уровень агломерационных образований, а также межуровневая связь разного вида. наряду с разработкой собственно стратегического документа при позиционировании запускается процесс стратегирования, ориентированный также и на действенную реализацию стратегии. осуществляется органичная связь разных деятельных, профессиональных, социальных и прочих позиций, а также соорганизация «агентов» развития в ходе реализации стратегии. стратегическое позиционирование имеет значение для осуществления «живого» стратегирования с активным участием представителей разных профессиональных и социальных групп, деятельных представителей местных сообществ. именно позиция «стратега» является ключевой при организации стратегического управления развитием территориального объекта, выстраивания в том числе распределенной системы управления развитием, а также для его органичного совмещения с текущим управлением разного уровня.
III. Социокультурные тенденции, способствующие применению стратегического подхода применение технологий встроенного консультирования в ходе стратегирования (совместная стратегическая проработка внешних консультантов и внутренних экспертов); активное применение социальных технологий в управлении территориальными объектами, в т.ч. для целей стратегирования их развития; повышение роли коммуникационной составляющей в ходе стратегирования, общей открытости стратегических разработок; расширение применения разнообразных интерактивных форм разработки стратегий, для которых позиционирование является значимым условием успешного применения; определенное смещение с экономических аспектов в стратегических разработках на социальные и комплексное стратегирование; постепенный отход от разработки только стратегического документа на запуск и осуществление процесса стратегирования; усиление деятельностной составляющей в стратегировании с акцентом на вопросы реализации стратегии и др.
Возможные действительности представления стратегирования, в т.ч. при «доращивании» до него «стратегического планирования» ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ - СП как «джентльменский набор» методических инструментов; ПРЕДМЕТНАЯ - СП как наука и учебная дисциплина; ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ - СП как «социальный институт» ; ПОДХОДНАЯ - стратегирование как подход работы с Будущим. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ - стратегирование как средство управления развитием (региона, города…).
Стратегирование и формат стратегических сессий – взаимосвязь процессов технологизации, социализации и институализации Стратегический подход (стратегирование) как одна из современных интеллектуальных технологий. Социализация практики проведения стратегических сессий в рамках стратегирования. Стратегическая сессия может рассматриваться как в некотором роде игровой субформат; полагание в ряду других интерактивных форматов. Стратегическая сессия как формат воспроизводства стратегического мышления. Институализация стратегического подхода в практике управления развитием.