Институт повышения квалификации и переподготовки государственных работников и служащих образования Кафедра «Содержание образования» Мастер –класс По технологии Тема: «Организация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. Прядение и ткачество. Плетение поясов » Слушатель: Албенко С.В. Учитель СОШ№ 25 Г. Караганды, Первая категория Руководитель: Каирбаева Ж.Х. Ст. преподаватель, доцент, кафедра СО Дата сдачи работы: 02.06.2012г Караганда 2012
«Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю» гласит древняя китайская пословица.
Цели: Образовательная – знакомство с историей ручного плетения, материалами и приспособлениями для получения пояса нетрадиционным способом; Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям, развивать творческие способности учащихся; эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства Развивающая – ознакомить учащихся с приёмами выполнения плетения поясов по образцу, овладение техникой ручного плетения Задачи: Развитие нестандартной формы общения и взаимопонимания;Обеспечение эмоционального удовлетворения; Воспитание интереса к творчеству и побуждения к деятельности, умению работать коллективно, добиваясь совершенства исполнения и завершённости в работе Привить интерес и любовь к искусству народов нашей страны.Дать необходимые навыки по изготовлению различных видов поясов.
Межпредметные связи: “Традиции народов ”, материаловедение. Оборудование: плакаты с рисунками старинного прядильного и ткацкого производства, различными видами поясов и тесьмы; альбомы с фотографиями, иллюстрациями народных костюмов; инструкционные карты по изготовлению поясов; прялка, веретено, гребни для чесания волокон (их рисунки); готовые пояса, выполненные в технике плетения для показа; пряжа разных цветов для практической работы. Подготовка К УРОКУ: опережающие задания учащимся в виде сообщений, изготовление инструкционных карт для практической работы.
План: I. Введение. П. Раскрытие темы. III. Практическая работа. IV. Рефлексия.
I. Введение.
Слово “пояс” означает - полоса. Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом. Какие бывают пояса: голунец, надживотник, словесной, именной, опояска, столбунец, столбовой, прайка, плетешок, суконник, кушак, покрома, черес, сетка
II. Раскрытие темы.
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза. Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности. “Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
Техника исполнения: витые, кручёные (жгуты), на дощечках; плетёные: косичка, на вилке, на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке, на бердо (кросно), на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах, крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.
Закрепление темы Вопросы учащимся и предлагаемые ответы: а) О каких видах старинной одежды вы слышали?(Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.) б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?( Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.) в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).(Головные уборы, пояса.) г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса? (Из ткани, кожи, ниток). д) Кто занимался изготовлением одежды?(Женщины, девушки).
III. Практическая работа.
Технология выполнения . Практическая работа. 1). Инструктаж по изготовлению поясов. 2). Разминка для глаз 3) Инструкционная карта
Разминка для глаз
Разминка для глаз
Разминка для глаз
Технология выполнения
IV. Рефлексия.
Выбери смайлик, характеризующий твоё настроение
Спасибо Всем! Успехов в творчестве! «Мир будет счастлив тогда, когда каждый будет находить радость в своем труде» О. Роден
Информационные ресурсы 1. Программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11кл., Москва, 1992 2. Современное узорное ткачество. Н.С.Королева, Л.А.Кожевникова, издательство «Лёгкая индустрия», Москва, 1970 3. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Нижний Новгород. 2006 4. История и изготовление поясов. http://moikompas.ru/compas/kover http://www.carpetcenter.ru/?action=go_faq www.rightcarpets.ru/articles/history/