PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1 . Придаточная часть отделяетс
Описание слайда:

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1 . Придаточная часть отделяется от главной или другой придаточной части запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главной.[ ], ( союз…).(союз…), [ ]. [ , (союз…), …]. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась. (И.А.Бунин) Когда я называю по привычке моих друзей заветных имена, всегда на этой странной перекличке мне отвечает только тишина. (А.А.Ахматова) В темных пустых комнатах, через которые я проходил, мутно-серые окна. (И.А.Бунин)

№ слайда 2 2. Запятая между главной и следующей за ней придаточной частью не ставится:Если
Описание слайда:

2. Запятая между главной и следующей за ней придаточной частью не ставится:Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица НЕ; [ ], ( не союз…).Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит союз И, ИЛИ, ЛИБО; [ ] и (союз…).Если придаточная часть выражена только союзным словом; [ ] (с.слово).Я пришла не чтобы расстроить вас еще больше.Не знала она и что ей теперь делать.Уехал внезапно и не объяснил почему.

№ слайда 3 3. Если перед подчинительным союзом стоят слова ОСОБЕННО, В ЧАСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ,
Описание слайда:

3. Если перед подчинительным союзом стоят слова ОСОБЕННО, В ЧАСТНОСТИ, ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО, НАПРИМЕР и др. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится.[ ], (особенно союз…).Если между главной и придаточной частью стоит вводное слово, то оно выделяется запятыми на общем основании. слова Отнесение вводного к главной или придаточной части определяется условиями контекста. [ , вв.слово], (союз..).[ ], (вв.слово, союз…).Он неожиданно для всех проявил способности к математике, особенно когда стал увлекаться шахматами.Она была неприятно поражена этим известием, по-видимому, потому что на глазах ее выступили слезы. (Вводное слово относится к главной части).Она невольно сжала губы, по-видимому, потому что боялась расплакаться. (Вводное слово относится к придаточной части.)

№ слайда 4 5. Не являются придаточными и не выделяются запятыми фразеологизированные сочета
Описание слайда:

5. Не являются придаточными и не выделяются запятыми фразеологизированные сочетания ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО. КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО, КТО ВО ЧТО ГОРАЗД, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ, КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ и т.п.[ … фразеолог.сочет.].Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… (И.А.Бунин)

№ слайда 5 6. Если придаточная часть соединена с главной при помощи сложного (составного) п
Описание слайда:

6. Если придаточная часть соединена с главной при помощи сложного (составного) подчинительного союза, то:Запятая ставится один раз – перед союзом или после всей придаточной части[ ], (сложный союз…).(сложный союз…), [ ].Если сложный союз распадается на две части (в зависимости от смысла и интонации придаточной), то его 1-я часть входит в состав главной, а 2-я – в состав придаточной; запятая ставится один раз - перед 2-й частью сочетания;[…после того], (как…)[…для того], (чтобы…)[…потому], (что…)[…с тем], (чтобы…)[… оттого], (что…)Не расчленяются сложные союзы В ТО ВРЕМЯ КАК. МЕЖДУ ТЕМ КАК. ТОГДА КАК, СЛОВНО КАК, ПО МЕРЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ТАК ЧТО, а также сочетания простого союза с частицами (ДАЖЕ ЕСЛИ, ЛИШЬ КОГДА, ЕДВА ЛИШЬ и др.), особенно если придаточная часть предшествует главной.(В то время как …), [ ].Мы вбежали на веранду, потому что начался проливной дождь.Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым. (К.Г.Паустовский)Я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову молодому человеку, продолжал учиться. (Ф.И.Шаляпин)С тех пор как расстались мы с ним, от него не было никаких вестей. (В.Набоков)

№ слайда 6 7. Между однородными придаточными частями, не связанными сочинительными союзами,
Описание слайда:

7. Между однородными придаточными частями, не связанными сочинительными союзами, ставится запятая.[ ], (союз что…), (союз что…), (союз что…).8. Если однородные придаточные части соединены неповторяющимся соединительным союзом И, ДА (= И) или разделительным ИЛИ, ЛИБО, запятая между ними не ставится;[ ], (союз что…), (союз что…) и (союз что…).В данном случае подчинительный союз или союзное слово перед второй придаточной частью может отсутствовать.(союз…) и (…), [ ].И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели. (А.А.Блок)Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. (А.А.Ахматова)Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи о жизни тленной, тленной и прекрасной. (А.А.Ахматовой)

№ слайда 7 9. При стечении подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слов
Описание слайда:

9. При стечении подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) между ними ставится запятая, если далее не следует вторая часть двойного союза ТО, ТАК, НО (ЕСЛИ… ТО, КОГДА…ТО, ХОТЯ…НО и др.);[ ], (что, (когда…), …).Запятая ставится в начале предложения между союзом ОДНАКО и подчинительным союзом;Однако, (союз…), [ ].Запятая не ставится в начале предложения после союзов А, И перед подчинительными союзами.А (союз…), [ ].Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали книзу, им вдогонку уже летели бушующие потоки… (М.А.Булгаков)Вода обрушилась так страшно, что когда солдаты бежали книзу, то им вдогонку уже летели бушующие потоки…Однако, если потребуется немедленная помощь, я тотчас приеду.И хотя больному стало значительно лучше, опасность еще не миновала.

№ слайда 8 10. Если однородные придаточные распространены и внутри них имеются запятые, то
Описание слайда:

10. Если однородные придаточные распространены и внутри них имеются запятые, то между ними может ставиться точка с запятой.Был август – лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил до осенних штормов. (В.Г.Распутин)

№ слайда 9 11. Если требуется интонационное подчеркивание придаточной части (изъяснительной
Описание слайда:

11. Если требуется интонационное подчеркивание придаточной части (изъяснительной, условной, уступительной), стоящей перед главной, то вместо запятой ставится тире.(союз…) - [ ].12. Перед подчинительным союзом может ставиться двоеточие, если в предшествующей части сложного предложения содержится предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте возможна вставка слова А ИМЕННО).[ ]: (союз…)Коли милым назову – не соскучишься… (М.И.Цветаева)Надо сознаться: если это придумано, то очень здорово. (Ю.О.Домбровский)

№ слайда 10 Задание 4 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. • Составьте схемы пр
Описание слайда:

Задание 4 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. • Составьте схемы предложений и графически объясните условия постановки/непостановки знаков препинания между частями сложноподчинённых предложений.1.Тройка двинулась в Патриарший причём кот тронулся на задних лапах. 2. Мне вдруг показалось что осенняя тьма выдавит стёкла вольётся в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. 3. Надо заметить что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков... 4. А иностранец окинул взглядом высокие дома квадратом окаймлявшие пруд причём заметно стало что видит это место он впервые и что оно его заинтересовало. 5. Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал мучительно вспоминая зачем на утреннем безжалостном ершалаимском солнцепёке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие ещё никому не нужные вопросы ему придётся задавать. 6. Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа и что тот сторонится от солнца. 7. Прокуратор понял что там, на площади, уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей Ершалаима что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды. 8. Когда он [Стёпа Лиходеев] раскрыл глаза как следует он понял что шумит море и что, даже больше того, - волна покачивается у самых его ног... 9. Ничего нет проще как переслать ваше заявление куда следует и если как вы полагаете мы имеем дело с преступником всё это выяснится очень скоро. (М.А. Булгаков) 10. Красильщиков рос и учился в Москве кончил там университет но когда приезжал летом в свою тульскую усадьбу похожую на богатую дачу любил чувствовать себя помещиком-купцом... 11. Когда ливень и сотрясающиеся перекаты грома стали стихать отходить и кругом стало проясняться впереди, влево от шоссе, показался знакомый двор старика-вдовца, мещанина Пронина. 12. Когда в небе стало совсем светло и петух на разные голоса стал орать за стеной он сделал движение подняться. 13. Но вот однажды в марте когда я сидел дома работая карандашами и в отворённые фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки кто-то постучал в дверь моей прихожей. 14. Я был у вас в гостях когда вдруг забил набат и все бросились к окнам а потом за калитку. 15. Когда я глядел вправо я видел как высоко и безгрешно сияет над двором месяц и рыбьим блеском блестит крыша дома. (И.А. Бунин)

№ слайда 11 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХСтавится запятая, если части р
Описание слайда:

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХСтавится запятая, если части равноправны по смыслу (значение одновременности или последовательности).[ ], [ ], [ ]. и и2. Ставится точка с запятой, если части более самостоятельны по смыслу или значительно распространены (внутри частей уже есть запятые).[ , ]; [ , ].Вечер приходит, поля голубеют, земля сиротеет. (Арс.Тарковский)Плескалось и шуршало море, все в белых кружевах стружек; сияло солнце, перейдя за полдень. (М.Горький)

№ слайда 12 СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ[ ] : [ разъяснение] а именно то есть[ ] : [ причина ]. потому
Описание слайда:

СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ[ ] : [ разъяснение] а именно то есть[ ] : [ причина ]. потому что так как[чувствую ] : [дополнение ]. вижу что слышу понимаю и т.д.И вдруг произошло чудо: я пересек улицу и очутился совершенно в ином городе. (Ю.О.Домбровский)Тосковать, однако, было некогда: маленький ребенок не позволял. (Л.Е.Улицкая)Напечатали «Один день Ивана Денисовича», все прочитали и поняли: наступили другие времена. (В.С.Токарева).

№ слайда 13 СТАВИТСЯ ТИРЕ[ ] - [неожиданное и присоединение, быстрая смена событий] 2. [ ] -
Описание слайда:

СТАВИТСЯ ТИРЕ[ ] - [неожиданное и присоединение, быстрая смена событий] 2. [ ] - [противопоставление ] а но 3. [ ] - [сравнение] как словно точно4. [ ] - [ вывод, следствие] так что поэтому5. [ время ] - [ ] когда6. [ условие] - [ ] еслиЗиночка села – пень под ней осел, как подушка (М.М.Пришвин)Лето припасает – зима поедает. (Пословица)Посмотрит – рублем подарит. (Н.А.Некрасов)Книга подобна воде – дорогу пробьет везде. (Пословица)Время настанет – войду в хоровод скал и дерев, равнины и вод. (В.А.Рождественский)Скажешь – пропустим.Нет – пеняй на себя. (Ю.О.Домбровский)

№ слайда 14 ЗАПОМНИТЕ! Иногда значение времени и условия в 1-й части могут совмещаться.[ ] -
Описание слайда:

ЗАПОМНИТЕ! Иногда значение времени и условия в 1-й части могут совмещаться.[ ] - [ присоединение]. это(иногда слово это уже имеется в самом предложении)Если в бессоюзном сложном предложении по смыслу нужно употребить два двоеточия, то вместо второго двоеточия ставится тиреБудешь в Ростове Великом – обязательно посети кремль. (если / когда)Они расстанутся, они уже расстались -0 эта мысль ошеломила обоих. (Д.А.Гранин)Утром было внезапное, бодрое пробуждение: все светло, спокойно, поезд стоит – уже Смоленск, большой вокзал. (И.А.Бунин)

№ слайда 15 Задание 4 Объяснительный диктант. • Составьте схемы трёх первых предложений 3-го
Описание слайда:

Задание 4 Объяснительный диктант. • Составьте схемы трёх первых предложений 3-го абзаца.Власовский из театра немедленно послал за казачьим взводом, выпрошенным с таким унижением; приехал и его заместитель полковник Руднев, которого вызвали из дома. Сам Власовский успел заехать домой и сделать кое-какие незначительные дела: выпил чашку чаю, предупредил жену, чтобы не ждала к завтраку, а возможно, и к обеду. А уже при первом солнышке отправился на Ходынское поле...Коляска его с огромным трудом и запозданием прорвалась к Ходынке в объезд, через Всехсвятское. Подъехав, он стал смотреть прямо с коляски: вопли и стоны, треск ломаемых сооружений, грозный гул, топот тысяч ног и поднятая ими пыль. Всё увиденное сразу же дало опытному полицейскому представление о размерах катастрофы. Не теряя времени, он приказал Рудневу осадить толпу, сколь это возможно; разогнали зевак; позаботились о раненых, находившихся поблизости. Затем Власовский послал казака объявить тревогу во всех пожарных командах и направить обозы для перевозки пострадавших; после чего должно было мчаться в больницы и предупредить, чтоб готовились к оказанию помощи и приёмке трупов. А сам - опять кругом, только на сей раз через Хорошёво - поспешил к генерал-губернатору с кратким докладом и просьбой об экстренной и весьма серьёзной помощи.Сергея Александровича удалось разбудить только в восьмом часу: адъютант стоял насмерть, и никакие доводы не помогали. А Москва уже грохотала сотнями ошипованных колёс: все двенадцать пожарных команд мчались на Ходынское поле. Не поспешишь - случится страшное. Жёлто-пегие битюги1 Тверской части были первыми. За ними летели вороно-пегие Рогожской команды, соловые с белыми хвостами - со Сретенки, вороные в белых чулках - Пятницкой части, белые без отметин - Городской, серые в яблоках - с Якиманки Василий Иванович Немирович-Данченко, по своим корреспондентским обязанностям долженствующий быть на Ходынском поле и лично присутствовать при всех выходах государя к народу, теперь спешил к трибунам. Беспокойство в его душе росло. Источник этого беспокойства был сейчас далеко от него - увидеть что-либо собственными глазами не представлялось возможным, к слухам же он, как опытный корреспондент, относился с большим недоверием. Душа его между тем съёживалась в предчувствии неминуемого страшного удара. (По Б.Л. Васильеву «Утоли моя печали...»)

№ слайда 16 Задание 1 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. • Объясните расстано
Описание слайда:

Задание 1 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. • Объясните расстановку знаков. • Составьте схемы 6, 11, 19 и 21-го предложений.1. Дни стояли туманные, странные по России на севере проходил мёрзлой поступью ядовитый октябрь; а на юге развесил он гнилые туманы. | (А. Белый) 2. Помню однажды осенней ночью я почему-то проснулся и увидал лёгкий и таинственный полусвет в комнате... 3. План наш был дерзок уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели. 4. Вошёл в аллею она ещё голая извилистые короткие тени спокойно лежат на сухой земле по которой так приятно идти. 5. Недавно я шёл вверх по Волховской и была такая картина закат морозит расчищается западное небо и оттуда, из этого зелёного, прозрачного и холодного неба озаряет весь город светлый вечерний свет непонятную тоску которого невозможно выразить; а на тротуаре стоит оборванный, синий от холода старик-шарманщик и оглашает этот морозный вечер звуками своей дряхлой шарманки... 6. Ударил второй звонок я похолодел от страха опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил её! 7. По дороге вспомнил сон который видел в эту ночь была Масленица я опять жил у Ростовцевых сидел с отцом в цирке глядел на арену на которую бежало целое маленькое стадо чёрных пони, целых шесть штук... (И.А. Бунин) 8. Тут иностранец отколол такую штуку встал и пожал изумлённому редактору руку... 9. План Берлиоза следует признать правильным нужно было добежать до ближайшего телефона-автомата и сообщить в бюро иностранцев о том что вот, мол, приезжий из-за границы консультант сидит на Патриарших прудах в состоянии явно ненормальном. 10. Ни кондукторшу ни пассажиров не поразила самая суть дела не то что кот лезет в трамвай в чём было бы ещё полбеды а то что он собирается платить! 11. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались прохожие обращали на него внимание и оборачивались. 12. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. 13. Пусть раз социальная революция не нужно топить. 14. Он прислушался здание театра молчало. (М.А. Булгаков) 15. Затем вижу посреди дома вырастая из длинного залоподобного помещения или внутренней галереи, сразу за вестибюлем, поднимается на второй этаж чугунная лестница... 16. Итак переходим к лету 1905 года мать с тремя детьми в петербургском имении; политические дела задерживают отца в столице. (В.В. Набоков) 17. О ночлеге он не беспокоился был у него старый друг у которого всегда мог остановиться была и академическая гостиница на улице Халтурина где место ему всегда предоставили бы... 18. Поразительна была быстрота, с которой преображался дом бывшая детская была закончена через неделю... 19. В детстве рисовала хвалили потом музыкой занималась хвалили. Книжки отцовские стала читать опять хвалили. 20. Лес поле пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой в лес посылали собирать ягоду для продажи в поле помогать на уборке на пруд полоскать бельё. (Л.Е. Улицкая) 21. У нас дома Восьмое марта презирали считали государственным праздником. 22. Паломник не может быть разочарован отродясь не бывало чтобы паломнику святыня не понравилась. (Т.Н. Толстая)

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru