Вышел месяц из тумана…Т. Рогозина
Цель: изучить считалки, исследовать состояние считалочной традиции в школе, проследить изменения, произошедшие с ней за 10 лет.
Толковый словарь УшаковаЖРЕБИЙ, жребия, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., порядок какой-н. очереди или решающий что-н. спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию. 2. перен. Судьба, участь, доля (книжн. устар.). Для бедной Тани все были жребии равны. Пушкин. Познай мой жребий злобный. Пушкин. Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена. [8]
1. Человеческие жертвоприношения были наиболее вопиющей чертой, отделявшей язычников-славян от тогдашнего цивилизованного мира. Совершали же их они, видимо, во всех важных случаях. Еще в 983 году, после успешного похода Владимира на ятвягов, решили принести в жертву юношу и девушку. Жребий пал на сына варяга-христианина, отец отказался его отдать, и тогда толпа язычников убила обоих. [5, с. 44]2. До Великой Октябрьской социалистической революции в крестьянской общине земля распределялась между крестьянами небольшими участками. При распределении земельных участков обычно кидали жребий. [4, с. 85]
Былина «Садко»Ломает кораблики черленые,А корабли все нейдут с места на синем море.Говорит Садко-купец, богатый гость:- Видно, царь морской требуетЖивой головы во сине море.Делайте, братцы, жеребья вольжаны,Я сам сделаю на красноем на золоте,Всяк свои имена подписывайте,Спущайте жеребья на сине море:Чей жеребий ко дну пойдет,Таковому идти во сине море. [11, с. 237-238]
Буриданов осел. Крайне нерешительный человек, колеблющийся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными решениями и т.п.[10, с. 298]Выражение приписывается французскому философу 14 века Жану Буридану. Он придумал осла, который, находясь на одинаковом расстоянии от двух совершенно одинаковых охапок сена, умирает с голода, так как не решается предпочесть одну охапку сена другой. Рис. Рогозиной Т.
«Счет по кругу»
«Счет на кулаках»
«Выбрасывание пальцев(из кулака)»
«Считалками … принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре».[3, с. 126-127]
Считалки-числовикиРаз, два, три , четыре, пять,Надо солнышку вставать.Шесть, семь, восемь, девять, десять,Солнце спит, на небе месяц.Разбегайся кто куда,Завтра новая игра.[2, № 49].
Заумные считалки Эни, бэни, рики, таки,Буль, буль, буль, кораки, шмаки.Эус, бэус, краснадэус - батс![2, № 41].
Сюжетные Черепаха хвост поджалаИ за зайцем побежала,Оказалась впереди,Кто не верит - выходи![2, № 37].Чтоб построить новый дом,Запасают тес дубовый,Кирпича, железо, краску,Гвозди, паклю и замазку.[2, № 43].
Кумулятивные Раз, два, три, четыре, пять,Вышел зайчик погулять.Пих-пах, ой, ой, ой,Умирает зайчик мой!Увезли его в больницу,Он стащил там рукавицу.Отвезли его в палатку,Он стащил там шоколадку.
г. Жуковский, 1998 г. Жуковский, 2008 Эни, бэни, рики, таки, Эни, бэни, рики, таки, Буль, буль, буль, кораки, шмаки. Турбо, урбо, сенти, бряки.Эус, бэус, краснадэус - батс! Эус, эус, краснодэус– бац!г. Ленинград, 1980-1983Шел крокодил, трубку курил,Трубка упала и написала:Эни, бэни, рики, факи,Турба, урба, синтибряки,Деу, деу, краснодеу, бац.
Немецкие считалки начинаются со слов: «Enige benige», «Ennege, и ennege» и т.д.» Притом, похожие тексты говорили еще в средневековой Германии при игре в кости. Их говорили ландскнехты, т.е. немецкая наемная пехота в 15-17 веках (от Land – страна и Knecht – солдат). Солдаты, играя в кости, говорили: «Einec bein(ec) doppelte», т.е. «одна (единственная) кость удвоилась».
Один, два, три, четыре, пять,Шесть семь, восемь, девять, десять.Выплывает ясный месяц,А за месяцем – луна.Мальчик девочке слуга.Ты, слуга, подай карету,А я сяду и поеду.Я поеду в Ленинград,Покупать себе наряд.Красный, синий, голубой –Выбирай себе любой!
90-е годы 2007-2008 уч.г.Кони, кони, кони, кони,Мы сидели на балконе.Чай пили, чашки били,По-турецки говорили.Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела.Дора, Дора, помидора,Мы в саду поймали вора.Стали думать и гадать,Как же вора наказать.Мы связали руки, ногиИ пустили по дороге.Вор шел, шел, шелИ корзиночку нашел.В этой маленькой корзинкеЕсть рисунки и картинки.Раз, два, три,Кому хочешь, - дари!
Выводы:Гипотеза о том, что считалки как часть детского фольклора начинают исчезать, не нашла подтверждения. Считалочная традиция по-прежнему устойчива.
Список использованной литературы:1. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%B9 -->2. Детский фольклор пятиклассников средней школы № 11 г. Жуковского Московской области. http://school11.zhukovskiy.ru3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.4. «Наука и жизнь», №12-2003, с.85.5. «Наука и жизнь», №11-2005, с.44.6. Ожегов С.И. Словарь русского яз ка. М.: Русский язык, 1986.7. Русский детский фольклор Карелии / Сост., автор вступит. Ст. и коммент. С.М. Лойтер. Петрозаводск; Карелия, 1991.8. Толковый словарь Ушакова. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/800914 -->9. Топорков А.Л. «Эне, бене, рики, факи…» // Живая старина, 1995, № 2, с. 48.10. Фразеологический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.11. Чичеров В.И. Былины. М.: Детская литература, 1969.