Знай и люби родной язык! Внеклассное мероприятие по русскому языку.
1 тур Что бы это значило? Для чего может пригодиться артишок? 1. Для приготовления пищи. 2. Для измерения чего-либо ( размеров, веса и т.д.). 3. Для рисования. 4. Для ремонта автомобиля.
1 тур Что бы это значило? Внимание! Правильный ответ.1. Для приготовления пищи.2. Для измерения чего-либо ( размера, веса и т.д.)3. Для рисования.4. Для ремонта автомобиля.
1 тур Что бы это значило? Лексическое значение слова.Артишок – травянистое растение с крупными соцветиями, нижние мясистые части которых идут в пищу.
1 тур Что бы это значило? Где можно увидеть ботвинью?На огороде.На обеденном столе.В мусорном ящике.В хрустальной вазе.
1 тур Что бы это значило? Внимание! Правильный ответ.1. На огороде.2. На обеденном столе.3. В мусорном ящике.4. В хрустальной вазе.
1 тур Что бы это значило? Лексическое значение слова.Ботвинья – холодное кушанье из кваса с отварной ботвой свёклы, луком и рыбой.
1 тур Что бы это значило? Букли можно использовать 1. для рукоделия. 2. для красоты. 3. для еды.4. для развлечения.
1 тур Что бы это значило? Внимание! Правильный ответ. 1. для рукоделия. 2. для красоты. 3. для еды.4. для развлечения.
1 тур Что бы это значило? Лексическое значение слова.Букли - то же, что локоны; вьющаяся или завитая и свисающая прядь волос.
1 тур Что бы это значило? Какого цвета палевое платье? 1. Красное.2. Коричневое.3. Жёлтое.4. Серое.
1 тур Что бы это значило? Внимание! Правильный ответ.1. Красное.2. Коричневое.3. Жёлтое.4. Серое.
1 тур Что бы это значило? Лексическое значение слова. Палевый – бледно-жёлтый с розоватым оттенком.
1 тур Что бы это значило?Кому может пригодиться стек? 1. Танцору.2. Наезднику.3. Музыканту.4. Художнику.
1 тур Что бы это значило? Внимание! Правильный ответ.1. Танцору.2. Наезднику.3. Музыканту.4. Художнику.
1 тур Что бы это значило? Лексическое значение слова.Стек – твёрдый хлыст.
1 тур Что бы это значило?Что можно делать с кичкой?1. Употреблять в пищу.2. Одевать.3. Строить.4. Использовать как средство передвижения.
1 тур Что бы это значило? Внимание! Правильный ответ.1. Употреблять в пищу.2. Одевать.3. Строить.4. Использовать как средство передвижения.
1 тур Что бы это значило? Лексическое значение слова.Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
2 тур Почему мы так говорим?Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего. (Л.Н.Толстой)Выражение «плясать под чужую дудку» значит «действовать не по своей воле». Выражение это – из басни «Рыболов и рыба» древнегреческого баснописца Эзопа, в которой рассказывалось о рыбаке, пытавшемся подманить рыбу игрой на флейте. Но опыт оказался неудачным, и рыбаку пришлось закинуть сеть. Обращаясь к бившимся на земле рыбам, рыбак сказал: «Глупые, когда я играл на флейте, вы не хотели плясать по моей дудке, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».
2 тур Почему мы так говорим?На траве лежал человек, который храпел во всю ивановскую.( Д.В.Григорович)В 16-17 веках указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле ( у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую, т. е. «что есть мочи, изо всех сил».
2 тур Почему мы так говорим?Он на большую ногу жил, затем что руки были длинны.( Ф.М.Достоевский)Это выражение происходит оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо жить на большую ногу стали говорить жить на широкую ногу, т.е. безбедно, ни в чём себе не отказывая.
2 тур Почему мы так говорим?Ты заметь себе правило в жизни и заруби себе на носу: никогда не становись на второе место. ( М. Пришвин) Зарубить на носу – значит «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда». Слово нос вовсе не означает орган обоняния. Оно значит «памятная дощечка, бирка для записей». В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие палочки и дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирки и назывались носами.
3 тур «Переводчик» Компромисс Локальный Нонсенс Контрафакция Имидж Менталитет СоглашениеМестныйБессмыслицаПодделкаОбразОбычаи, привычки
3 тур «Переводчик» КонсенсусШоуКоммуникабе- льныйПозитивныйКардинальныйИнаугурация СогласиеЗрелищеОбщительныйПоложительныйСущественный, важныйПроцедура вступления в должность ле
4 тур «Развлекательный»
4 тур «Развлекательный» СеновалБанкротСтолярЗалежиСветёлкаЯрмаркаВозгласГазонГрибочкиХороводБорода
Пояснительная записка В игре принимают участие две команды. В каждом туре возможна замена участников с целью вовлечения в игру большего числа учащихся. Для выполнения заданий 1 тура необходимо знать и объяснить лексическое значение заданного слова. Во 2 туре учащиеся должны объяснить значение фразеологизма и, по возможности, рассказать о его происхождении. В 3 туре нужно к иностранным словам подобрать русские синонимы. В 4 туре принимают участие все учащиеся. Здесь из слов разного цвета нужно составить новые.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Самохина Марина Гавриловна Серпейск – 2008